Исследование ценообразующих факторов и возможностей их регулирования

Политика ценообразования является частью экономической и социальной политики любого государства. Для ее осуществления органы государственного управления используют следующие рычаги:

. налоговую и финансово-кредитную политику, включая установление ставок налогов и налоговых льгот, цен и правил ценообразования, дотаций, экономических санкций и лицензий, социальных и экологических норм и нормативов;

. научно-технические, экономические и социальные государственные и региональные программы;

. государственные заказы на производство продукции, выполнение работ и услуг для государственных нужд.

При этом государство может влиять на процесс ценообразования тремя способами:

. назначать фиксированные цены (вводить государственные прейскурантные цены, например, на электроэнергию, железнодорожные тарифы, жилищно-коммунальные услуги, проезд в общественном транспорте), замораживать цены, фиксировать цены предприятий-монополистов;

. определять правила, в соответствии с которыми предприятия сами назначают регулируемые государством цены (установление предельного уровня цен отдельных видов товаров; регламентация основных параметров цены, таких как прибыль, скидки, косвенные налоги и т.д.; определение предельного уровня разового повышения цен конкретных товаров);

. устанавливать рыночные правила игры, т.е. вводить ряд запретов на недобросовестную конкуренцию и монополизацию рынка (запрет на горизонтальное и вертикальное фиксирование цен; запрет на демпинг).

Таким образом, ценообразование подвержено как прямому, так и косвенному регулированию со стороны государства, из чего следует, что ценообразование есть определенная деятельность, опосредующая механизм функционирования цены. При этом ценообразование есть процесс, подлежащий регламентированию, организации и в какой-то степени планированию. Данное положение позволяет определить ценообразование как специфический вид отношений с особым объектом - ценой.

В рассматриваемом аспекте достаточно убедительным аргументом, подтверждающим функционирование цены и ценообразования в правовом поле, является действующее законодательство.

Статья 424 Гражданского кодекса РФ «Цена» не дает определения данному понятию, а указывает на то, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления. Обратим внимание, что указанная статья определяет, прежде всего, особенности современной практики ценообразования, отражающие рыночные отношения, а также роль государства в указанной сфере. Следовательно, можно говорить о соответствующих функциях государства в рыночной экономике.

Продукция ООО «Центрспецснаб» не облагается акцизами и пошлинами, не подлежит сертификации. Единственное государственное влияние на цену товара - это налог на добавленную стоимость (НДС).

Перейти на страницу: 1 2 

Другое по теме

Практика и проблемы управления оплатой труда ОАО ЧТПЗ
Заработная плата - один из основных факторов социально - экономической жизни каждой страны. Высокий уровень заработной платы свидетельствует о процветании экономики, прогрессирования всех отраслей государства. Высокий уровень оплаты труда, то есть высокая цена трудовых ресу ...

Разделы