Исследование ценообразующих факторов и возможностей их регулирования

цена продукция планирование

Рыночная цена товара формируется под влиянием большого числа факторов, определяющих состояние соответствующего рынка. Для выбора ценовой стратегии фирма должна выявить и проанализировать все эти ценообразующие факторы. В рыночных условиях вся система факторов, оказывающих влияние на образование цены, объединяется в три группы:

) базовые факторы. В их состав включаются различные затраты производителей: внутрипроизводственные и внепроизводственные;

) конъюнктурные факторы. Сюда входят факторы, являющиеся следствием изменчивости рынка и зависящие от макроэкономических условий, потребительского спроса и т.п.;

) регулирующие факторы. Влияние факторов данной группы определяется степенью вмешательства государства в экономику. Все факторы, оказывающие влияние на рыночные цены, объединяются в две группы: внутренние (зависят от производителя) и внешние (не зависят от предприятия).

Внутренние факторы:

) эффективность рекламной деятельности, специфика, степень уникальности и уровень качества производимой продукции;

) особенности производственного процесса (продукция мелкосерийного и индивидуального процессов имеет более высокую себестоимость и, соответственно, цену; товары массового производства имеют относительно низкие издержки и менее высокую цену);

) рыночная стратегия и тактика производителя (ориентация на один или несколько рыночных сегментов);

) характер и специфика жизненного цикла продукции;

) гибкость и мобильность производственного процесса, длительность продвижения товара по цепочке между производителем и потребителем;

) имидж и авторитет производителя на внутреннем и внешнем рынках.

Внешние факторы:

) степень политической стабильности в стране, где производится товар;

) наличие или отсутствие на рынке трудовых, материальных или иных ресурсов;

) характер и принципы государственной политики;

) уровень, темп изменения и другие динамические характеристики инфляции;

) масштабы и сегментация рынка;

) объем рынка и характеристики фактически существующего и перспективного покупательского спроса;

) наличие, уровень и характер конкуренции на рынке однородной продукции.

Общее воздействие этих факторов приводит к установлению такого уровня цен, при котором достигается и сохраняется сбалансированность экономической деятельности.

Факторы, способствующие снижению цен: рост производства, технический прогресс, снижение издержек производства и обращения, конкуренция, снижение налогов, расширение рыночных связей.

Факторы, вызывающие рост цен: спад производства, нестабильность экономической ситуации, монополия предприятия, ажиотажный спрос, увеличение массы денег в обращении, рост налогов, рост зарплаты, улучшение качества товара, соответствие моде, рост цены рабочей силы, низкая эффективность производства.

Рассмотрим ценообразующие факторы, которые количественно и качественно влияют на эффективность торговой деятельности ООО «Центрспецснаб».

Так как ООО «Центрспецснаб» является торговой организацией и не производит продукцию, значит из базовых факторов, влияющих на ценообразование, можем учитывать только уровень себестоимости продукции, а также цену транспортных услуг.

Регулирование базовых факторов может происходить на уровне изменения политики снабжения и логистики компании.

Конъюнктурные факторы напрямую влияют на ценообразование компании ООО «Центрспецснаб», так как любое изменение на рынке электрооборудования - увеличение или уменьшение спроса и предложения, увеличение покупательской активности, сезонность - играют едва ли не ключевую роль. Регулирование таких факторов обычно производится крайне тяжело, однако, изучая рынок, можно составить определенные прогнозы на данные изменения.

Основным из регулирующих факторов является государственная политика по отношению к установлению цены на продукцию. Остановимся на этом поподробнее.

Механизм ценообразования в экономической литературе раскрывается, например, через регулируемую цену (цена товара, складывающаяся на товарном рынке при государственном воздействии на нее путем применения экономических и (или) директивных мер). Иными словами, в данном случае речь идет о правовом регулировании ценообразования, поскольку какое-либо воздействие на цену того или иного товара на рынке государство осуществляет через нормы права. При этом регулируемые государственные цены применяются всеми организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Следует отметить, что в настоящее время государственная ценовая политика определяется следующими актами: Указом Президента РФ от 28.02.1995г. №221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» и Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995г. №239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен» и др.

Государственное регулирование цен, как элемент государственного регулирования экономики, осуществляется в сфере естественных монополий и в отношении социально значимых товаров и услуг. Кроме того, к мерам экономического (косвенного) регулирования ценообразования принято относить льготное кредитование, налоговые льготы, бюджетные дотации, компенсации затрат производителям. Каждая такая мера позволяет (должна позволить) снизить себестоимость выпускаемой продукции и, следовательно, уровень цен.

Перейти на страницу: 1 2

Другое по теме

Разработка бизнес-плана по созданию салона красоты для мужчин
Бизнес-план - план, программа осуществления бизнес-операций, действий фирмы, содержащая сведения о фирме, товаре, его производстве, рынках сбыта, маркетинге, организации операций и их эффективности. Он позволяет выбрать наиболее перспективный желаемый результат и определит ...

Разделы