Участники рынка коммунальных услуг и факторы, определяющие их эффективность

Формирование этих показателей и своеобразие производственно-эксплуатационной деятельности предприятий и организаций ЖКК в своей основе определяется особенностями управления.

Существующая система управления в ЖКХ характеризуется как несовершенная и бесперспективная, которая опирается не на рыночные, а административные принципы управления, так как органы местного самоуправления еще создали конкурентный рынок ЖКУ, продолжая делать ставку на развитие муниципальных унитарных предприятий [14]. Это все приводит к тому что жилищно-коммунальные предприятия заинтересованы в продолжении бюджетного дотирования и не стремятся производить качественное и количественное предоставление ЖКУ населению. Помимо этого, процесс вовлечения собственников жилья не получил эффективного развития из-за реальных механизмов управления многоквартирными домами, экономических стимулов для организации ТСЖ, правовой среды для взаимодействия власти и частного бизнеса в жилищно-коммунальной сфере (рис.1).

Рис.1 Механизм взаимодействия органов государственной власти, институтов гражданского общества и бизнеса

Для выхода из глубокого экономического и инвестиционного кризиса, в котором находится ЖКХ, необходим радикальный социально-экономический курс реформы в отрасли. Актуальными становятся задачи целенаправленного использования ограниченных ресурсов и привлечения дополнительных ассигнований. Общая оценка текущего инвестиционного процесса России требует, прежде всего, анализа источников финансирования инвестиций.

Анализ порядка формирования инвестиционных государственных программ и инвестиций на развитие ЖКХ показал низкую активность предпринимательских структур, малого и среднего бизнеса. Одним из направлений повышения инвестиционной активности является долевое участие в реализации тех или иных программ, льготное кредитование с учетом возмещения кредитным организациям разницы в учетной ставке.

Финансирование инвестиционных проектов в жилищно-коммунальной сфере имеют свои особенности. Такого рода проекты, в основном, требуют значительных объемов финансирования на начальных этапах и окупаются в течение длительного срока - либо путем постепенной компенсации вложенных средств посредством повышения тарифов на ЖКУ, либо путем перечисления инвестору средств из экономии, образовавшейся в результате проведения мероприятий по повышению эффективности и снижению издержек.

Средства населения и бюджетные средства, передаваемые жилищно-коммунальным предприятиям в форме оплаты за ЖКУ, в основном, должны компенсировать их затраты. При этом прибыль как элемент цены, в том числе и инвестиционная составляющая, включается в цену в минимальном размере в качестве инструмента стимулирования эффективной работы эксплуатирующих организаций. В отличие от этого, тарифы на ЖКУ жилищно-коммунальных предприятий должны включать инвестиционную составляющую в составе прибыли, которая призвана обеспечить предприятиям накопление инвестиционных ресурсов.

Сфера предоставления ЖКУ характеризуется высокой степенью монополизма.

Основными причинами монополизма, является отсутствие конкуренции и несовершенство механизма регулирования тарифов на ЖКУ. Важным аспектом в процессе демонополизации и развития конкуренции на рынке ЖКУ является изменение в структуре собственников жилья. Одной из предпосылок должна стать приватизация государственных и муниципальных унитарных предприятий, работающих в данной сфере. Она обеспечит равные юридические права для всех участников рынка, а также будет способствовать привлечению частного капитала. Для этого необходимо разграничение функций собственника, профессионального управления и обслуживания.

Тарифы на ЖКУ соединяют в себе вопросы экономического и социального характера. Экономический аспект, включает в себя, обеспечение определенной окупаемости тех затрат, которые имеют предприятия ЖКХ для обеспечения ЖКУ население. Однако возможность решения этой проблемы только за счет тарифов наталкивается на ограниченный платежеспособный спрос населения. Это заставляет весьма внимательно отнестись к формированию тарифной политики и реализации ее на местах. Недостатками тарифной политики является отсутствие гибких подходов при формировании цен на услуги в условиях высоких затрат и ограниченной платежеспособности населения, медленное внедрение в практику приборов учета энергоресурсов; нежелание пересматривать нормативы потребления ЖКУ и т.д.

Перейти на страницу: 1 2 3

Другое по теме

Статистика добычи и экспорта нефти в Российской Федерации
Предметом исследования моей работы является статистика добычи и экспорта нефти в Российской Федерации. Изменение средних фактических экспортных цен Российской Федерации. Сегодня доказанные мировые запасы нефти составляют 1208,2 млрд баррелей. За последние 25 лет этот по ...

Разделы