Участники рынка коммунальных услуг и факторы, определяющие их эффективность

Реформирование жилищно-коммунальной отрасли является одной из стратегических задач развития российской экономики. Государственная политика в отрасли предусматривает, наряду с сохранением регулирования тарифов на коммунальные услуги постепенную ликвидацию монопольного положения государства на этом рынке, развитие конкуренции.

Несмотря на требование законодательства о соблюдении организациями коммунального комплекса, начиная с 2009 г., стандартов раскрытия информации и обеспечении свободного доступа к информации об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности, об инвестиционных и о производственных программах, большинство операторов рынка коммунальных услуг и водоканалов не имеют собственных сайтов, не публикуют отчетность.

Систематизированной информации о рынке не хватает, его профессиональным анализом занимаются "для себя" только несколько участников рынка - федеральные частные операторы, профессиональные ассоциации.

Ключевой проблемой рынка коммунальных услуг является совместный социально-экономический переход власти, общества и бизнеса от затратной экономической концепции установления цен на услуги ЖКХ к стоимостной экономической концепции. ЖКХ является особенной сферой экономики, результаты реформирования и развития которой в значительной степени влияют на уровень жизни населения. Главный показатель, по которому люди судят, о работе рынка ЖКУ является эффективность и качество предоставляемых услуг.

Принятие Жилищного кодекса РФ [3] и Федерального закона № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" [13] законодательно закрепило процессы, начавшиеся в ходе реформирования ЖКХ, и создали предпосылки к демонополизации, развитию конкуренции в жилищно-коммунальной сфере. Проводимые социально-экономические реформы увеличили роль местных органов власти. Сфера ответственности местных органов власти расширилась, на них возложена ответственность за социальную сферу, и жилищно-коммунальное хозяйство и т.д., но при этом без получения необходимых для этого финансовых средств.

Развитие рынка ЖКУ требует формирования соответствующих институциональных структур, новых партнерских форм взаимодействия публичного и частного капитала, создания и совершенствования системы тарифного регулирования жилищно-коммунальных предприятий и повышения качества предоставляемых ими услуг.

Для разрешения указанных проблем и формирования эффективной системы управления и развития рынка жилищно-коммунальных услуг необходимо выявить ключевые факторы, определяющие перспективы развития этой отрасли. К наиболее важным задачам, требующим первостепенного внимания, и комплексного решения в процессе реформирования рынка ЖКУ следует отнести:

· правовое обеспечение проводимых в ЖКХ преобразований;

· формирование институциональной системы функционирования ЖКХ;

· финансовое оздоровление отрасли, оптимизация схем и механизмов финансирования отрасли;

· создание конкурентного рынка ЖКУ;

· совершенствование тарифного регулирования;

· социальна защита граждан при оплате ЖКУ;

· ресурсосбережение.

Все перечисленные проблемы, как и порождающие их факторы, взаимосвязаны и взаимообусловлены. В соответствии с этим определены следующие цели:

· обеспечение безопасного, устойчивого, качественного функционирования, воспроизводства и развития рынка ЖКУ;

· обеспечение прав потребителей получать ЖКУ в том объеме и такого качества, которые они считают приемлемыми для себя и которые они в состоянии оплатить;

· совершенствование института оказания социальной помощи малоимущим слоям населения при оплате ЖКУ, совершенствование системы льгот по оплате ЖКУ;

· обеспечение социально-незащищенных категорий населения набором ЖКУ в объеме минимальных нормативов;

· создание условий для привлечения инвесторов и перевод отрасли на самоокупаемость;

· проведение мониторинга.

Важным направлением проводимых рыночных экономических реформ выступают институциональные рыночные реформы. Эффективность проводимых в ЖКХ преобразований зависит от формирования адекватной рыночным условиям институциональной системы функционирования отрасли. Преобладание административной системы хозяйствования, высокая централизация управленческих функций и монополизация рынка не способствуют к сокращению непроизводственных затрат жилищно-коммунальными предприятиями, обновлению основных фондов и повышению качества предоставляемых услуг.

Перейти на страницу: 1 2 3

Другое по теме

Принципы нормирования труда
Важнейшими социально-трудовыми показателями на отечественных предприятиях в условиях рыночных отношений являются обеспечение полной занятости трудовых ресурсов и высокой продуктивности труда, создание нормальных условий для работы персонала и повышение уровня оплаты труда, ...

Разделы