Понятие «экономической стабильности»

Объективное и субъективное соотношение различных сфер городской жизни (в частности, социальной и финансово-экономической) с позиции управления таково, что главные усилия, мероприятия, программы сосредоточены, прежде всего, на решении финансово-экономических проблем. Это позволяет сориентировать распределение ресурсов на те направления деятельности, которые способны обеспечить сравнительно более быстрый и весомый эффект от их использования, их определенное самовозрастание. То есть в такой ситуации в приоритетном порядке финансируются такие проекты, реализация которых позволяет увеличить ресурсную базу местного самоуправления, ее расширение, необходимое для обеспечения других, смежных целей и задач.

Также можно выделить несколько основных элементов, являющимися особенно важными для понимания перспектив развития:

− определение состава и значений социальных нормативов, предельно допустимых в плане поддержания стабильности социально-экономической ситуации в городе;

− анализ финансово-экономической ситуации как объективной базы для развития (или деградации) социальной сферы;

− анализ существующего состояния социальной сферы и тенденцией ее динамики, от которой в определенной мере также зависит характер ее потенциального развития.

Город, а в силу его системообразующего положения, и область, испытывают относительно более тяжелую социальную нагрузку. Причиной тому - высокий удельный вес наукоемких и трудоемких производств, предприятий военно-промышленного комплекса, где наибольшие потери из-за экономического спада, непродуманной политики и практики реструктуризации, разгосударствления, кризиса неплатежей, недостаточной государственной поддержки. В прошлом году задолженность федерального бюджета перед предприятиями и организациями области превысила 1413 млн. руб., в том числе за оборонный заказ - 346 млн. руб [47].

Как следствие - уменьшается налоговая база. Это сопровождается ростом нагрузки на местные бюджеты из-за передачи на этот уровень дополнительной сети учреждений социальной сферы, жилищного фонда и некоторых государственных полномочий. В результате увеличивается дисбаланс доходов и расходов местных финансов. Социальные гарантии населению, обозначенные законодательно, практически не обеспечены федеральным финансированием. Происходит децентрализация социальной ответственности, не подкрепляемая финансово-экономическим обеспечением.

Этот процесс осуществляется и юридически, и фактически, поскольку уровень местных органов власти и самоуправления объективно наиболее близок к центрам социальных проблем и источникам социальной напряженности; с этого уровня уже далее некуда (при всем желании) «делегировать» социальную ответственность. Получить существенные дополнительные ресурсы финансово-экономического обеспечения на этом уровне в действующих условиях также весьма проблематично. Поэтому практически на местный уровень перемещается центр тяжести не столько социального регулирования, сколько социальных проблем.

Для стабильной экономики малых городов необходимо, в частности, активизировать использование средств внебюджетных (государственных и муниципальных) фондов, использование заемных средств, введение нормативного планирования расходов бюджетной сферы на основе применения социальных стандартов и нормативов, разграничение ответственности местного самоуправления за социально-экономическое развитие города, введение нормативного и договорного разделения функций по решению вопросов местного уровня и исполнению государственных полномочий.

Экономическая стабильность города является неотъемлемой характеристикой его существования. В настоящее время понятие экономической стабильности является одной из важных характеристик его инвестиционной привлекательности, обуславливает основные инструменты управления, а также позволяет повысить эффективность управленческой деятельности. В этой связи, оценка экономической стабильности из общенаучной проблемы переходит в разряд прикладных. Таким образом, рассмотрение концепции оценки экономической стабильности является важным шагом в разработке комплексной методики ее оценки.

Классификация малых городов

Малый город - это районный центр областного, краевого или республиканского подчинения; в подавляющем большинстве случаев это город или (очень редко) поселок городского типа. В указанной формулировке малый город имеет четкое положение в структуре территориальных образований - это город третьего уровня, но первый в том обширном пространстве сельских населенных пунктов, к которому стягиваются нити духовно-образовательной культуры всего района. Современные малые города можно разделить на три основные группы.

Города - местные центры. Это своего рода мини-столицы. Они возглавляют административный район или его часть, а иногда группу административных районов. Города - местные центры составляют наиболее многочисленную группу малых городов. Среди них и бывшие уездные центры, и недавние сёла, получившие статус города в советское время. Город живёт за счёт использования ресурсов окружающей территории и обслуживания её потребностей. Естественное положение города-центра - в узле дорог, охватывающих «подшефную» территорию.

Перейти на страницу: 1 2 3

Другое по теме

Стоимостная оценка природных ресурсов
Тема «Стоимостная оценка природных ресурсов» изучается на стыке сразу нескольких взаимосвязанных дисциплин - статистики, экономики, природопользования. Для современного состояния науки характерен переход к глобальному рассмотрению проблем данной тематики. В основном материал ...

Разделы