Концепция управления себестоимостью продукции на металлургических предприятиях в системе менеджмента

Как было отмечено ранее, себестоимость продукции представляет собой затраты организации (предприятия) на производство и реализацию продукции, служит основой соизмерения расходов и доходов, а также является одним из обобщающих показателей интенсификации и эффективности потребления ресурсов. Задачами анализа себестоимости продукции являются:

оценка обоснованности и напряженности плана по себестоимости продукции, издержкам производства и обращения на основе анализа поведения затрат;

анализ динамики фактических показателей себестоимости и оценка выполнения плана по себестоимости;

определение факторов, повлиявших на динамику показателей себестоимости и выполнение плана по ним, величины и причины отклонений фактических затрат от плановых;

анализ себестоимости отдельных видов продукции;

выявление резервов дальнейшего снижения себестоимости продукции;

оценка и определение оптимального соотношения выручки и произведенных затрат.[3]

Анализ себестоимости продукции проводится по следующей схеме:

определяются абсолютные и относительные отклонения показателей себестоимости от аналогичных показателей прошлых лет и от плана;

проводится оценка изменений структуры себестоимости, определяются изменения удельного веса отдельных статей затрат от аналогичных данных прошлых лет и плана, исчисляется влияние этих отклонений на итоговый показатель. Одновременно выделяются статьи затрат, имеющие наибольший удельный вес в себестоимости, и статьи затрат, по которым происходили наибольшие изменения. Анализ по таким статьям проводится отдельно. Отличительной особенностью данного раздела анализа является то, что статьи затрат здесь выступают не только как факторы, влияющие на изменение себестоимости, но и как отдельные компоненты, формирующие ее структуру. В таблице 5 приведена схема анализа факторов и показателей себестоимости продукции;

определяется уровень затрат на рубль товарной продукции, характеризующий их окупаемость, проводится анализ динамики этого показателя и оценка факторов, влияющих на его уровень.

Таблица 5 - Схема анализа факторов и показателей себестоимости товарной и реализованной продукции

Примерные статьи калькуляции

Сырье и материалы (минус возвратные отходы)

Полная себестоимость товарной продукции

Изменение (+, -) затрат в остатках продукции на складах и в отгрузке

Топливо и энергия на технологические цели

Основная заработная плата производственных рабочих

Дополнительная заработная плата производственных рабочих

Страховые взносы (социальное, медицинское страхование и т.д.)

Значительный удельный вес в себестоимости занимают прямые материальные и трудовые затраты. Их размер зависит от влияния многих факторов, основными из которых являются:

изменение объема продукции;

изменение структуры затрат;

изменение уровня затрат в себестоимости.

Отклонения прямых затрат за счет изменения объема товарной продукции () можно выразить формулой:

(1)

Отклонения прямых затрат за счет изменения структуры продукции рассчитываются так:

(2)

Отклонения прямых затрат за счет изменения их уровня в себестоимости отдельных изделий исчисляются по формулам:

, (3)

, (4)

где - плановая величина прямых затрат, руб.;

- не выполнение или перевыполнение плана по товарной продукции, %;

- сумма плановых затрат, рассчитанных по плановым нормам фактических объема и структуры продукции, руб.;

- изменение объема товарной продукции, ед.;

Перейти на страницу: 1 2 3

Другое по теме

Производственные фонды предприятий нефтяной и газовой промышленности
Производственные основные фонды нефтедобывающей, перерабатывающей и газовой промышленности составляют 7% этих фондов страны, а численность их рабочих по промышленной части менее 1%. Такое соотношение объясняется значительностью капитальных вложений, необходимых для развития ...

Разделы