Экономическая модель развития малого предпринимательства на основе кластерно-сетевого подхода

Общей стратегии для повышения эффективности производства не существует и каждое предприятие разрабатывает свою стратегию самостоятельно, так как это зависит от ниши предприятия на рынке, его потенциала, организации, конкурентов, особенностей выпускаемой продукции и различных факторов. Однако существуют основополагающие нормы и конкретные модели выработки стратегии.

В условиях рыночной экономики каждое предприятие имеет альтернативные стратегии:

· разработка новой и улучшение качества выпускаемой продукции;

· развитие рынка;

· совершенствование менеджмента;

· диверсификация.

Рассмотрение путей повышения эффективности производства малых предприятий требует учета не только каждого фактора в отдельности, но и выявления способов их рационального сочетания и взаимодополнения. Самая современная техника не способна дать ожидаемых результатов при плохой организации производства, а совершенствование последней немыслимо без активизации социальных ускорителей. Но все это вместе не приведет к решению задачи без активного включения страны в международные интеграционные связи для решения проблем малого предпринимательства. Только понимание всей полезности малого предпринимательства для оздоровления экономики, комплексное, хорошо скоординированное использование всех резервов и путей повышения эффективности производства рождает как бы дополнительную производительную силу, позволяет привести в действие все имеющиеся возможности и потенциал малых предприятий.

В условиях рыночных отношений основной целью функционирования малого предприятия является получение максимального дохода на единицу затраченного ресурса, а также постоянное его увеличение. Именно это и является основным показателем результативности или эффективности функционирования малого предприятия. Мероприятия, направленные на повышение эффективности работы малого предприятия, должны пронизывать все стороны его деятельности. Известны и используются следующие пути повышения эффективности деятельности малых предприятий:

) Совершенствование хозяйственного механизма, т.е. такое построение организационных структур управления, мотивации и методов управления, которые позволили бы предприятию легко адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям, уверенно стоять на ногах.

) Максимальное использование своих возможностей, ресурсов, т.е. систематическое определение и использование своего потенциала.

) Создание стабильности в деятельности предприятия,

которая достигается различными путями. Во-первых, это укрепление связей предприятия со своими клиентами (покупателями, поставщиками). Во-вторых, - это хорошее знание конкурентов. Следующей составляющей достижения стабильности работы предприятия является формирование сильного корпоративного духа. Успех здесь в первую очередь зависит от правильности выбора целевой установки, которая должна быть подкреплена соответствующей организационной работой и эффективными формами материального и морального стимулирования. Качество трудовой жизни - то насколько работники предприятия заинтересованы в развитии предприятия, в повышении эффективности его функционирования. В-четвертых, это постоянная адаптация управления к изменениям окружающей среды - в политике, экономике, технологии. Внедрение новшеств - постоянный поиск путей улучшения качества продукции, ее совершенствования, а также создание новых видов продукции или услуг. Если этого нет, то предприятие не выживет в жестких условиях рынка.

В период динамического развития НТП предприятия постоянно испытывают его последствия через ужесточение конкуренции. Поэтому каждое предприятие должно обладать определенным запасом прочности. Поскольку любое предприятие, как правило, в своей деятельности ограничено величиной производственных и финансовых ресурсов, то хозяйствующий субъект должен самым эффективным образом использовать имеющийся персонал и оборудование. А достигается это с помощью соответствующей системы организации управления производством и сбытом продукции.

В связи с ростом конкуренции за рынки сбыта наблюдается усиление внимания к повышению качества продукции. В условиях рынка качество имеет большое значение, влияя как на повышение конкурентоспособности товаров, так и продаж, а, следовательно, и рост прибыли. Данный фактор, в свою очередь, обуславливает необходимость проведения соответствующих изменений в системе управления качеством продукции.

Необходим также особый подход к улучшению использования основного капитала на предприятии. Улучшение использования основного капитала отражается на финансовых результатах работы предприятия за счет: увеличения выпуска продукции, снижения себестоимости, улучшения качества продукции, снижения налога на имущество и увеличения балансовой прибыли.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Другое по теме

Практика и проблемы управления оплатой труда ОАО ЧТПЗ
Заработная плата - один из основных факторов социально - экономической жизни каждой страны. Высокий уровень заработной платы свидетельствует о процветании экономики, прогрессирования всех отраслей государства. Высокий уровень оплаты труда, то есть высокая цена трудовых ресу ...

Разделы