Стимулирование экономического роста субъектов малого бизнеса

· обеспечить создание благоприятной атмосферы для предприятий малого бизнеса и увеличить количество создаваемых субъектов малого предпринимательства;

· упростить процедуру оформления земельных участков, документации в центрах недвижимости, сертификации продукции, перепланировки и реконструкции помещений. Особенно требует упорядочения стоимость оплаты и сроки оформления документов.

В то же время отдельные законы и административные меры недоработаны, остаются некоторые упущения и пробелы. Например, по вопросу доступа к кредитным ресурсам залоговое законодательство нуждается в совершенствовании, так как существующая система кредитования тормозит развитие предпринимательства. Это обусловлено рядом обстоятельств:

отсутствием стимулов у банков второго уровня;

отсутствием государственной поддержки выделения кредитов,

должной системы гарантий;

не ликвидностью имущества у большинства предприятий МСБ;

краткосрочностью кредитов;

высокой стоимостью кредитов.

Налоговое законодательство и налоговая система в определенной мере препятствуют развитию МСБ. Исходя из интересов развития малого предпринимательства, следует сосредоточить внимание не на нормах отдельных видов налогов, пошлин, лицензионных и других запретах и ограничениях, а на ряде общих положений, препятствующих текущему законодательному произволу. Одним из элементов государственной политики в сфере малого предпринимательства, для более глубоких сдвигов в структуре МСБ, должна стать система адресной государственной поддержки, которая предусматривает стимулирование производственно - инновационной направленности, интеграцию малых предприятий в производственные сети более мощных экономических структур, причем особую роль в решении этой проблемы могли бы сыграть финансово - промышленные группы. В качестве организационных форм подключения могут выступить франчайзинг, лизинг, долгосрочные контракты на поставки комплектующих под определенные финансовые гарантии и т.д. Положительным моментом такого варианта промышленной организации является появление гарантированных рынков сбыта для малого бизнеса.

Можно сделать вывод: фундамент развитой системы государственной поддержки предпринимательства должны составлять:

оптимальная законодательная и нормативная база, определяющая цели государственной политики и регулирующих весь комплекс вопросов поддержки предпринимательской деятельности;

разработка и реализация системы государственных программ финансового, технологического, информационного, консультационного, кадрового содействия;

сочетание прямых и косвенных мер поддержки малого предпринимательства;

система специализированных институтов по поддержке малого бизнеса, как на уровне государства, так и на уровне крупных общенациональных общественных организаций;

гибкость системы приоритетов и разнообразие форм государственной поддержки при наличии согласованности и непротиворечивости мер;

взаимодействие органов государственной власти различных уровней с союзами и объединениями, выражающими интересы предпринимателей;

существенное улучшение системы учета и государственной статистики субъектов малого предпринимательства;

проведение образовательной и пропагандистской компании.

Продолжение курса реформ в Казахстане требует, чтобы развитие малого предпринимательства и частной инициативы стало общегосударственной доктриной проводимых социально - экономических преобразований, оснащенной четким механизмом реализации - со своим исполнительным органом, законодательной базой и ресурсным обеспечением [30].

Именно такая политика способна создать приемлемые условия для развития предпринимательства в Казахстане, поднять его до уровня цивилизованности, что коренным образом может сказаться на экономике, благосостоянии народа.

При активизации работы по созданию малых предприятий и государственной поддержке вполне реально ожидать увеличения их количества во всех сферах экономики в ближайшие три года, по сравнению с предыдущим трехлетием - не менее чем в полтора раза. Это позволит дополнительно создать около 90-100 тысяч новых рабочих мест. Конечно, рынок подскажет, сколько потребуется малых предприятий и по каким направлениям деятельности должны они расти. Но и те структуры, которые призваны проводить в жизнь решения по развитию малого бизнеса, также должны активно влиять на достижение рационального соотношения между отдельными его видами. Не умаляя значения малого предпринимательства в торговле и других отраслях сферы обслуживания населения, надо подчеркнуть всю важность их развития в отраслях материального производства, особенно в обрабатывающей промышленности, где акцент следовало бы перенести на выпуск, прежде всего, товаров массового спроса и предметов хозяйственно-бытового обихода для внутреннего рынка.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Другое по теме

Статистическое исследование занятости в России
Статистика изучает население и как социальную (т.е. совокупность лиц, проживающих на определенной территории), и как экономическую категорию (а именно как участника процесса производства и потребителя его результатов). Данные о занятости населения имеют большое научное и ...

Разделы