Стимулирование экономического роста субъектов малого бизнеса
До сих пор республиканские программы поддержки развития малого предпринимательства не имели достаточного эффекта, по причине того, что не была выработана оптимальная государственная стратегия в этой области, не были выявлены соответствующие отраслевые и региональные приоритеты, отсутствовали обратная связь, реальный мониторинг происходящих процессов.
Опыт зарубежных стран показывает, что государственная политика в отношении малого предпринимательства является важным самостоятельным системным направлением. Главная задача этой политики заключается в создании для малого и среднего бизнеса условий благоприятствования, которые предполагают стабильность экономической политики государства, развитие рыночной инфраструктуры, идеологический фон стимулирования предпринимательской инициативы и т.д. В развитых странах со смешанной экономикой отработаны и действуют эффективные системы государственных мер по правовому, финансовому, материально - техническому, информационному обеспечению устойчивого развития малого предпринимательства [29].
Исходя из зарубежного опыта, поддержка и развитие МСБ (малого и среднего бизнеса) в Казахстане является приоритетной сферой государственной экономической политики:
· Дальнейшее развитие малого предпринимательства с целью создания новых рабочих мест, насыщения товарного рынка отечественными товарами и услугами, повышения инновационной активности хозяйствующих субъектов, как показывает опыт развитых стран, невозможно без специальных мер государственной поддержки.
· Реализация первоочередных мер Программы направлена, прежде всего, на разрешение проблем, сдерживающих развитие малого предпринимательства:
· недостаточная развитость инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;
· слабая дисциплина по исполнению действующего законодательства на местном уровне;
· чрезвычайная усложненность систем налогообложения и налоговых проверок;
· ограниченность доступа к кредитам на приобретение основных и пополнение оборотных средств;
· сложность процедуры приобретения незадействованных производственных помещений, находящихся в коммунальной собственности, субъектами малого предпринимательства, занятыми в реальном секторе экономики и крайне высокая арендная плата;
· отсутствие целостной системы подготовки кадров и информационной поддержки малого предпринимательства;
· организационные проблемы взаимодействия малого предпринимательства с государственными структурами;
· административные барьеры на пути развития малого предпринимательства.
Важнейшим фактором ускорения развития малого предпринимательства и упорядочения взаимоотношений с бюджетом должно стать максимальное упрощение системы налогообложения. Здесь самой острой проблемой являются неупорядоченность налоговых проверок. Каждый субъект малого предпринимательства уплачивает в среднем 6-8 видов официальных налогов и сборов, причем по каждому из них существует своя методика расчета, налогооблагаемая база, порядок и сроки уплаты, реквизиты и формы отчетности.
Слабо еще используются преимущества малого предпринимательства при проведении реструктуризации отраслей и реформировании предприятий. Одной из действенных мер поддержки государства в данной сфере является размещение государственного заказа среди субъектов малого предпринимательства, работающих в сфере производства и оказания услуг. Дальнейшее развитие подобной практики поддержки малого предпринимательства возможно путем расширения взаимодействия крупных компаний с субъектами малого предпринимательства в плане размещения у последних заказов по производству определенных видов продукции (работ, услуг).
Одним из наиболее часто встречающихся административных барьеров является несовершенство системы регистрации и лицензирования предпринимательской деятельности. Упрощение системы регистрации и лицензирования, которое будет предусмотрено планом мероприятий по реализации настоящей Программы, позволит:
· уменьшить операционные издержки ведения бизнеса, делая субъекты малого предпринимательства более конкурентоспособными, а организацию бизнеса менее дорогостоящей;
Перейти на страницу:
1 2 3 4
Другое по теме
Протекционистские меры поддержки товаропроизводителей
На
практике протекционизм развивается и применяется с периода возникновения
международных торговых отношений. В ХХ в. особенно сильное влияние
протекционизма наблюдалось в период между двумя мировыми войнами. Внешним
проявлением протекционизма является положительное сал ...