Стимулирование экономического роста субъектов малого бизнеса

На основании анализа можно выделить ряд факторов, сдерживающих становление малого и среднего предпринимательства, как основы экономики.

Первое. На протяжении ряда лет торгово-посредническая деятельность для предпринимателей является единственно доступным средством для накопления и оборота денежных средств. Доход субъектов малого предпринимательства от реализации товаров, услуг в сфере торговли составляет более 60% от общего объема дохода, полученного ими.

Второе. Количество предприятий малого бизнеса осуществляющих свою деятельность в форме физического лица составляет более 2/3 от общего количества действующих субъектов малого предпринимательства в стране. Однако их рост не способствует повышению экономической эффективности сектора малого и среднего предпринимательства. Низкий уровень доходов индивидуальных предпринимателей от реализации продукции и оказания услуг свидетельствует о невысокой производительности их труда.

Третье. Наблюдается тенденция снижения количества вновь создающихся малых предприятий на фоне увеличения числа малых предприятий, прекративших деятельность. При этом из всего количества зарегистрированных предприятий малого бизнеса только 38% являются активно действующими, т.е. осуществляющими экономическую деятельность.

Четвертое. Стоимость основных средств, состоящих на балансе малых предприятий, составила 4% от общей стоимости основных средств (фондов) всех субъектов рынка республики. Невысокий уровень фондовооруженности предприятий малого бизнеса не позволяет расширить залоговую базу и увеличить кредитование малого и среднего предпринимательства под залог основных средств.

Пятое. Низкая плотность населения Казахстана является причиной узкого рынка сбыта продукции малого и среднего предпринимательства.

Шестое. Разбросанность и неупорядоченность норм действующего законодательства, регулирующего различные стороны производственно-хозяйственной деятельности субъектов малого предпринимательства, способствует увеличению административных барьеров, препятствующих развитию малого и среднего предпринимательства и способствующих его переходу в теневую экономику.

Анализ показывает, что экономика быстроразвивающихся стран достигла больших результатов благодаря малому и среднему бизнесу. В Казахстане имеется целый ряд преимуществ для увеличения темпов развития малого и среднего предпринимательства и влияния этого процесса на рост экономики.

Первое. Интенсификация конкуренции в средних и крупных городах страны создает предпосылки для перехода малого и среднего предпринимательства к диверсификации, расширению профильности, переводу инвестиционных потоков в новые отрасли.

Второе. Увеличение в банках депозитов от физических лиц свидетельствует о появлении избыточных средств у основных вкладчиков - индивидуальных предпринимателей.

Третье. Большая часть населения, переориентированного на занятие малым бизнесом в период рыночных преобразований в стране, имеет высшее профессиональное образование по различным специальностям. Данный потенциал позволяет предпринимателям создавать перерабатывающие и наукоемкие производства, а также участвовать в программах импортозамещения и установлении партнерских отношений с крупными отечественными и иностранными предприятиями.

Четвертое. Устойчивый банковско-финансовый сектор позволяет развивать рынок финансовых услуг и выработать многоуровневую систему финансово-кредитного обеспечения, стимулирующую увеличение активов предприятий малого и среднего предпринимательства.

Пятое. Выгодное географическое положение Казахстана на евразийском перекрестке открывает большие возможности для выхода продукции (работ, услуг) малого и среднего предпринимательства на внешние рынки. Например, западные провинции Китая и восточная часть России испытывают большие потребности в продовольствии.

Шестое. Сформирована нормативно-правовая основа регулирования малого предпринимательства.

Проведенный анализ позволяет сделать вывод о необходимости углубления реформ в рамках проводимой государственной политики развития и поддержки малого и среднего предпринимательства. При этом направления дальнейших реформ должны быть системными, с учетом всех слабых и сильных сторон текущего развития экономики, и в конечном итоге необходима экономическая модель дальнейшего развития малого и среднего предпринимательства.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Другое по теме

Развитие товарооборота на предприятии торговли и оценка эффективности его хозяйственной деятельности
В настоящее время ни одна сфера жизни общества не может обойтись без планирования как средства познания будущего. В данной дипломной работе внимание уделяется планированию деятельности предприятия торговли. Одним из основных экономических показателей хозяйственной деятельн ...

Разделы