Методы государственного регулирования повышения эффективности предпринимательской деятельности: казахстанский опыт

К субъектам частного предпринимательства относятся:

· субъекты индивидуального предпринимательства;

· субъекты микробизнеса;

· субъекты малого предпринимательства;

· субъекты среднего предпринимательства;

· субъекты крупного бизнеса.

Субъектами индивидуального предпринимательства являются физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица и при отсутствии признаков юридического лица.

Субъектами микробизнеса являются физические лица без образования юридического лица и юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, со среднегодовой численностью работников до 10 человек. Субъекты микробизнеса входят в состав малого предпринимательства.

Развитие малых предприятий должно способствовать быстрому насыщению рынка товарами и услугами, преодолению отраслевого и регионального монополизма, расширению конкуренции, внедрению достижений научно - технического прогресса, повышению экспортного потенциала.

Малое предприятие является самостоятельным хозяйствующим субъектом с правами юридического лица, которое на основе использования имущества производит и реализует продукцию, выполняет работы, оказывает услуги. Оно имеет право заниматься любой хозяйственной деятельностью, не запрещенной законодательством, отвечает целям, предусмотренным в уставе предприятия, имеет права юридического лица, самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в банках, печать со своим наименованием.

В соответствии с постановлением Правительства РК № 499 от 8 апреля 2001 года субъектами малого предпринимательства являются физические лица без образования юридического лица и юридические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, с численностью работающих:

в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве до 50 человек;

в торговле и бытовом обслуживании - до 30 человек;

на транспорте и связи - до 25 человек;

в науке и инновационной деятельности - до 20 человек;

в остальных (за исключением игорного и шоу-бизнеса) - до 15 человек;

В экономически развитых странах предпринимательство складывалось естественным путем, а формы и методы его государственной поддержки оттачивались в ходе многовековой истории социально-экономических реформ. История развития предпринимательства независимого Казахстана насчитывает десять с немногим лет. За этот период приняты и реализованы четыре государственные программы поддержки и развития предпринимательства.

Анализ предыдущих государственных программ поддержки и развития предпринимательства (1992-1994 гг., 1994-1996 гг., 1999-2000 гг. 2001-2002 г. г., 2002-2004 гг., 2004-2009 гг.) показал, что принятые государственные меры в рамках их реализации, положительно повлияли на формирование и развитие предпринимательского сектора в республике.

Реализация первой “Государственной программы поддержки и развития предпринимательства в Республике Казахстан на 1992-1994 годы” позволила заложить основы становления частного предпринимательства путем проведения демонополизации и коммерциализации государственного сектора, в ходе которых произошло разгосударствление крупных организационно-управленческих структур, банков, государственных акционерных и холдинговых компаний, других субъектов хозяйствования, имеющих монопольное влияние на развитие экономики республики. В этот период малые предприятия получали налоговые льготы в виде освобождения от налогов в первые три года работы, централизованные кредитные ресурсы и т.д. Это был мощный стимул в развитии малого бизнеса в стране. Для финансового обеспечения развития предпринимательства был создан Республиканский Фонд поддержки предпринимательства за счет отчисления 1% от прибыли хозяйствующих субъектов, независимо от форм собственности. Благодаря принятым мерам резко возросло количество субъектов частного предпринимательства, силами которых был снижен уровень дефицитности рынка и удовлетворены потребности населения в продуктах питания и товарах народного потребления.

Главной целью второй “Государственной программы поддержки и развития предпринимательства в Республике Казахстан на 1994-1996 годы” было создание благоприятных правовых, социально-экономических, финансовых и организационных условий, необходимых для формирования сильного частного сектора экономики, развитой инфраструктуры частного предпринимательства. Появление реальной конкурентной среды в экономике республики требовало создания не менее 150 тыс. субъектов частного предпринимательства. Основной механизм реализации программы и обеспечения взаимодействия предпринимательских структур и органов государственного управления, заключался в создании центров малого бизнеса во всех регионах республики. Однако этот период характеризуется появлением неблагоприятных факторов для развития предпринимательства, связанных в основном с резким ухудшением социально-экономического положения в республике. Так, были отменены все льготы для малого предпринимательства, ликвидирован Республиканский Фонд поддержки предпринимательства, усилился пресс со стороны различных контролирующих органов, значительно усилились бюрократические процедуры. Были установлены высокие пошлины за государственную регистрацию, введены лицензии практически на все виды предпринимательской деятельности. При этом основная задача программы по созданию региональных центров была не реализована. Все это вкупе с всплеском инфляции привело к спаду предпринимательской активности, резко сократилось число субъектов малого предпринимательства.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Другое по теме

Статистический анализ информации о работе и использовании подвижного состава на железной дороге
Одной из крупных экономических систем России является железнодорожный транспорт. Это производственно-технологическая система, обеспечивающая экономические и социальные условия жизни общества. На железнодорожном транспорте в настоящее время проходят крупные структурные преобр ...

Разделы