Развитие малого бизнеса как фактор повышения конкурентоспособности национальной экономики

· снижение фондовооруженности и капиталоемкости при выпуске более трудоемкой продукции, быстрая окупаемость вложений; например, в США у компаний с числом занятых менее 100 чел. продажи на доллар активов больше, чем у крупных компаний, не только в таких отраслях, как сервис, финансовое страхование, оптовая торговля, но и на транспорте, а также в обрабатывающей промышленности;

· улучшение взаимосвязи между различными секторами экономики [5].

Кроме того, собственники малых предприятий более склонны к сбережениям и инвестированию, у них всегда высокий уровень личной мотивации в достижении успеха, что положительно сказывается в целом на деятельности предприятия.

Однако, как показывает практика деятельности малых предприятий, малому предпринимательству присущи и определенные недостатки, среди которых можно выделить самые существенные:

· более высок уровень риска, поэтому высокая степень неустойчивости положения на рынке;

· зависимость от крупных компаний;

· недостатки в управлении собственным делом;

· слабая компетентность руководителей;

· повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования;

· трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и получении кредитов;

· неуверенность и неосторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров (контрактов) и др.

Малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Во-вторых, он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. В-третьих, - создавать атмосферу конкуренции. В-четвертых (и это, пожалуй, самое главное), он создает ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.

Экономическое значение малых предприятий объективно возрастает в силу того, что они призваны:

· значительно и без существенных капитальных вложений расширить производство многих потребительских товаров и услуг (в первую очередь для беднейших слоев населения, составляющих большинство населения) с использованием местных источников сырья;

· приблизить производство товаров и услуг к потребителю, помочь выравниванию условий жизни в населенных пунктах различных масштабов;

· вовлечь в производство часть материальных и финансовых средств населения, ранее использовавшихся исключительно для личного потребления;

· расширить ассортимент товаров, работ, услуг, повысить культуру обслуживания;

· активизировать научно - технический потенциал, нововведения, изобретения;

· содействовать крупным предприятиям путем изготовления и поставки комплектующих изделий, инструмента, оснастки, обеспечивать обслуживание их производства;

· уменьшить накладные расходы, чем на крупных предприятиях в силу минимального аппарата управления [6].

В этом параграфе дипломной работы автор перечислил лишь некоторые черты, характерные для малого предпринимательства в целом; к данному вопросу мы еще вернемся позже, когда будем рассматривать малый бизнес в нашей стране и за рубежом.

Перейти на страницу: 1 2 3 

Другое по теме

Развитие рынка страховых услуг в России
В настоящее время происходящие в России преобразования экономики и политической структуры обостряют многие проблемы. В обществе продолжается более активное расслоение по уровню жизни, обостряются многие социальные проблемы. Падает уровень жизни многих категорий населения ...

Разделы