Формирование и распределение прибыли предприятия

Производственная сфера

использования прибыли включает:

· строительство объектов производственного назначения;

· реконструкцию, техническое перевооружение и модернизацию производства;

· приобретение средств производства (машин, оборудования, сырья, материалов и т.п.);

· улучшение качества продукции;

· совершенствование технологии производства;

· проведение научных разработок.

Социальная сфера

предполагает вкладывание части прибыли:

· в строительство жилья и объектов социальной сферы;

· эксплуатацию жилых домов, общежитий, детских учреждений, спортивных объектов и др.;

· оказание материальной помощи работникам предприятия;

· создание совместных предприятий, покупку ценных бумаг;

· компенсацию работникам затрат на питание, лечение, отдых;

· транспорт общего пользования и пр.;

· оплату обучения своих работников в

высших и средних учебных заведениях;

· надбавки к пенсиям;

· содержание подсобного сельскохозяйственного производства;

· благотворительные мероприятия.

На некоторых предприятиях за счет чистой прибыли создают различные фонды; накопления, потребления, резервный фонд, фонд валютных отчислений и др. Часть прибыли может распределяться между учредителями (акционерами) в виде дивидендов в соответствии с учредительными документами и на основе действующего законодательства. Если часть чистой прибыли останется нераспределенной, то эта часть присоединяется к уставному капиталу предприятия.

Формирование прибыли связано с определением прибыли отчетного периода, которая в дальнейшем распределяется на налогооблагаемую и чистую прибыль.

Собственник предприятия заинтересован в увеличении чистой прибыли, направляемой на накопление или потребление. Государственные интересы сосредоточены на налогооблагаемой прибыли, которая является источником налогов и обязательных платежей.

Факторы, влияющие на пропорции распределения прибыли, подразделяются на внешние и внутренние.

К внешним факторам относятся:

· ставки налогов на прибыль, процентные отчисления в резервные фонды и др.;

· система налоговых льгот при реинвестировании прибыли;

· рыночная норма прибыли на инвестируемый капитал, повышение которой сопровождается тенденцией к увеличению доли капитализированной части, и наоборот, ее снижение обусловливает увеличение доли потребляемой части;

· стоимость внешних источников формирования инвестиционных ресурсов.

К внутренним факторам, которые оказывают влияние на пропорции в распределении прибыли, относятся:

· уровень рентабельности предприятия, при низком значении которого и соответственно при небольшой сумме распределенной прибыли большая ее часть идет на создание обязательных фондов и резервов, на выплату дивидендов по привилегированным акциям и т.д.;

· наличие амортизационного фонда, выручки вследствие реализации основных средств и финансовых активов;

· текущая платежеспособность предприятия, при низком уровне которой необходимо сокращать потребляемую часть прибыли;

· наличие у предприятия высокодоходных инвестиционных проектов, которые могут обеспечить высокие доходы в перспективе;

· необходимость завершения начатых инвестиционных проектов.

Главное требование, которое предъявляется сегодня к системе распределения прибыли, остающейся на предприятии, заключается в том, что она должна обеспечить финансовыми ресурсами потребности расширенного воспроизводства на основе установления оптимального соотношения между средствами, направляемыми на потребление и накопление. В обобщенном виде чистая прибыль распределяется на прибыль, направляемую на потребление, прибыль, направляемую на накопление и резервный фонд.

Перейти на страницу: 1 2 3

Другое по теме

Применение микроэкономических моделей к анализу структуры рынка нефтепродуктов Волгоградской области
индекс лернер рыночный нефтепродукт Главным инструментом достижения целей социально-экономического развития является конкурентная политика. В России пока не сформирован конкурентный рынок нефтепродуктов. Существует несколько доминирующих хозяйствующих субъектов − вертик ...

Разделы