Основные направления и факторы повышения прибыли предприятия. Управление прибылью

Существуют три основных направления повышения прибыли:

— технические;

— организационные;

— экономические.

Технические

способы повышения прибыли базируются на совершенствовании технологии производства и приобретении современного технологического оборудования с целью приведения качества продукции в соответствие с международными стандартами.

Организационны

е пути увеличения прибыли проявляются в улучшении организации производства, труда и управления.

Существуют так же экономические

рычаги повышения прибыли, а именно:

— стимулирование предприятий через принимаемые законы, постановления и другие нормативные документы;

— наличие конкурентной среды, способствующей поиску резервов снижения себестоимости продукции и выпуску конкурентоспособной продукции;

— материальное поощрение персонала за творческую и ответственную работу, обеспечивающее рост деловой активности.

На каждом предприятии должны предусматриваться плановые мероприятия по увеличению прибыли. В общем плане эти мероприятия могут быть следующего характера:

— увеличение выпуска продукции;

— улучшение качества продукции;

— продажа излишнего оборудования и другого имущества или сдача его в аренду;

— снижение себестоимости продукции за счет более рационального использования материальных ресурсов, производственных мощностей и площадей, рабочей силы и рабочего времени;

— диверсификация производства;

— расширение рынка продаж и др.

Из этого перечня мероприятий вытекает, что они тесно связаны с другими мероприятиями на предприятии, направленными на снижение издержек производства, улучшение качества продукции и использование факторов производства.

Изменение суммы прибыли во времени происходит под воздействием множества факторов. Классификация факторов, влияющих на прибыль предприятия, имеет большое значение для поиска резервов ее увеличения. По направленности влияния они делятся на внешние (независящие от деятельности предприятия) и внутренние (зависящие от работы трудового коллектива).

В числе внешних

факторов основное влияние на размер и темпы изменения прибыли оказывает налоговая система государства. Она является сильнейшим экономическим рычагом, регулирующим взаимоотношения товаропроизводителей и государства. Эффективная налоговая система оказывает благоприятное влияние на экономическое поведение хозяйствующих субъектов и усиливает инвестиционную активность.

Внутренние

факторы в свою очередь подразделяются на производственные и внепроизводственные. Внепроизводственные факторы связаны с коммерческой деятельностью предприятия, с выполнением природоохранной и социальной функции, с юридическими и кредитными отношениями партнеров. Производственные факторы отражают наличие и использование основных элементов производственного процесса, участвующих в формировании прибыли, т.е. средств труда, предметов труда и труда персонала.

В составе производственных факторов выделяются экстенсивные и интенсивные группы факторов. К экстенсивным факторам относятся те, которые отражают увеличение количества используемых производственных ресурсов (приобретение нового оборудования, увеличение численности работников, изменение коэффициента сменности и др.). К интенсивным факторам относятся те, которые свидетельствуют о повышении эффективности работы при тех же производственных ресурсах (повышение квалификации персонала и производительности труда, оптимизация загрузки производственных площадей и оборудования, рационализация всех сфер деятельности предприятия).

В процессе производства продукции и услуг перечисленные факторы, влияющие на рост прибыли, находятся в тесной взаимосвязи и зависимости.

Практическое воздействие на формирование, распределение и использование прибыли осуществляется через механизм управления прибылью,

включающий:

· регулирование финансовой деятельности предприятия (государственное, рыночное и внутреннее);

· финансирование деятельности предприятия (целевое государственное финансирование, кредитование, лизинг);

· страхование финансовой деятельности предприятия (внешнее страхование и самострахование);

· рычаги финансово-экономического воздействия на прибыль (цена, штрафы, налоги, амортизационные отчисления, проценты по кредитам, дивиденды, затраты на производство и реализацию продукции и др.);

· финансовые инструменты (кредитные, страховые и депозитные договоры и др.);

· финансово-экономические методы анализа (экономико-математические, экономико-статистические, экспертные, динамические и др.).

В процессе управления прибылью предприятия основная роль отводится формированию прибыли от реализации продукции.

Управление прибылью

- система оптимизации управленческих решений на стадии формирования, распределения и использования прибыли с целью увеличения рыночной стоимости предприятия, благосостояния ее собственников и членов трудового коллектива при условии полного соблюдения интересов государства.

Перейти на страницу: 1 2

Другое по теме

Прогнозирование и планирование развития предприятия
планирование бизнес план В современных условиях отечественный рынок характеризуется высокими темпами развития, гибкостью и широкой диверсификацией. Промышленным предприятиям для успешного функционирования необходимо учитывать особенности рыночной экономики и ее динамизм, выд ...

Разделы