Сущность, виды и показатели прибыли предприятия

Прибыль как экономическая категория свидетельствует о конечном результате деятельности субъекта хозяйствования и превышении доходов предприятия над текущими расходами. Прибыль так же, как и доходы, может быть получена в процессе производства продукции, работ и услуг, а также при условии передачи имущества третьим лицам с целью получения экономической выгоды.

Прибыль - это обобщающий показатель деятельности предприятия. Рост прибыли обеспечивает финансовую основу для расширенного воспроизводства активов, увеличения стоимости имущества собственников и дивидендов. В силу определенных обстоятельств или упущений в работе (превышение себестоимости продукции над ценой, уменьшение количества продаж, невыполнение договорных обязательств, штрафные санкции и пр.) предприятие может нести убытки. Убытки уменьшают стоимость чистых активов и могут привести его к банкротству.

Показатели прибыли или убытка являются исходной позицией для определения уровня экономической эффективности субъекта хозяйствования. Высокий уровень экономической эффективности является сигналом для инвесторов о целесообразности совместной инвестиционной деятельности. Инвестиционная привлекательность в свою очередь способствует развитию производства, повышению конкурентоспособности продукции, увеличению прибыли. Возникает эффект синергии, когда положительные факторы накладываются один на другой. Низкий уровень экономической эффективности, а тем более убыточность не стимулируют инвестиционную активность внешних инвесторов и являются причиной хронического ухудшения финансового состояния.

Прибыль различают:

· по видам деятельности

(прибыль от промышленной продукции, ремонтных работ, транспортных услуг и т.д.);

· по видам продукции

(прибыль от первого, второго и последующих изделий);

· по разновидностям дохода от управления капиталом

(прибыль от сдачи имущества в аренду, от долгосрочных финансовых вложений в уставный капитал создаваемых предприятий, от передачи объектов интеллектуальной собственности по лицензионному соглашению, от ценных бумаг, от курсовой разницы и т.д.);

· по структурным подразделениям предприятия

(прибыль бригады, цеха, центра финансовой ответственности, предприятия);

· по времени получения

(прибыль за месяц, квартал, год);

· по полноте составных элементов

(прибыль валовая, балансовая, чистая, дивиденды);

· по направлениям использования

(капитализированная, выплаченная в качестве премии, переданная безвозмездно для благотворительных целей и т.д.);

· по методу группировки доходов и расходов

(прибыль экономическая, бухгалтерская, налогооблагаемая, нераспределенная, остающаяся в распоряжении предприятия и т.д.);

· по степени обобщения

(прибыль консолидированная и реструктурированная).

Для расчета показателей прибыли необходимо знать доходы и текущие расходы. Расходы бывают двух видов - текущие и капитальные. Капитальные расходы - это вложения в активы, т.е. инвестиции.

Текущие расходы - это затраты на производство продукции, выполнение работ и оказание услуг, т.е. себестоимость товара по видам деятельности. В себестоимости продукции находит отражение перенесенная стоимость основных средств в виде амортизации и списанные на производство продукции материальные запасы как составная часть оборотных фондов.

Текущие расходы, учитываемые при определении прибыли от управления капиталом, выступают в виде эксплуатационных издержек, включаемых в состав арендного платежа; отрицательной курсовой разницы; расходов, связанных с демонтажем оборудования, и т.д.

Методика расчета основных показателей прибыли предприятия.

Перейти на страницу: 1 2

Другое по теме

Применение микроэкономических моделей к анализу структуры рынка нефтепродуктов Волгоградской области
индекс лернер рыночный нефтепродукт Главным инструментом достижения целей социально-экономического развития является конкурентная политика. В России пока не сформирован конкурентный рынок нефтепродуктов. Существует несколько доминирующих хозяйствующих субъектов − вертик ...

Разделы