Актуальность и необходимость импортозамещения на предприятиях машиностроительной отрасли

Сегодня в производстве и экспорте отечественной продукции имеются значительные достижения, однако вопрос повышения конкурентоспособности экономики все же продолжает оставаться первостепенным. Для решения этих задач ученые Академии наук разработали проект Национальной программы развития экспорта Республики Беларусь на 2011-2015 годы.

В минувшем 2011 году в целях наращивания экспорта и объемов импортозамещающей продукции собственного производства разработаны Страновые стратегии развития экспорта наукоемкой продукции и услуг организаций НАН Беларуси и Программа производства импортозамещающей продукции НАН Беларуси на 2011-2015 годы.

Еще один из примеров эффективного импортозамещения, например в области машиностроения, - освоение на ОАО «Экран» системы управления торможением прицепного транспортного средства (с функцией обеспечения устойчивости движения), созданного при участии ученых Объединенного института машиностроения НАН Беларуси (ОИМ). Разработанный с участием сотрудников ОИМ и освоенный в производстве на ОАО «Измеритель» (г. Новополоцк) комплекс программно-аппаратных средств управления рабочими органами тракторов «БЕЛАРУС» превзошел по показателям безотказной работы поставляемый на ОАО «МТЗ» аналогичный комплекс компании BOSCH. Белорусский комплекс замещает продукцию иностранной компании в составе тракторов экспортной комплектации [13].

Основными задачами на среднесрочную перспективу в программе импортозамещения комплектующих сформулированы через три основных направлениях:

перспективное импортозамещение;

эффективное импортозамещение - это импортозамещение там, где есть экономическая целесообразность освоения и увеличения производства;

экспортоориентированное импортозамещение [31].

Программа социально-экономического развития страны на 2011-2015 годы предусматривает обеспечение сбалансированности развития экономики на основе опережающих темпов роста экспорта над импортом. Это тем более необходимо в условиях, когда последствия мирового финансово-экономического кризиса отрицательно сказались на результатах внешней торговли Республики Беларусь.

В свете этих реализаций импортозамещение в машиностроетельном комплексе выступает важнейшим механизмом стабилизации и дальнейшего развития экономики Беларуси.

В процессе системной целенаправленной работы по импортозамещению созданы необходимы производственные мощности, освоен выпуск продукции, которая обеспечила независимость республики от импорта по таким важным позициям, как энергонасыщенные тракторы, плуги, зерноуборочные комбайны, зерносушильные комплексы, автобусы различного назначения, троллейбусы, двигатели, станки, железнодорожные вагоны, средства телевидения, цифровые АТС, новая элементная база микроэлектроники, лазерная медицинская техника.

Концепция импортозамещения была заложена и в основу Государственной программы инновационного развития на 2007-2010 годы. В рамках ее реализации завершено 148 проектов, в том числе инвестиционные проекты по организации интегральных микросхем с субмикронными проектными нормами 0,5-0,35 мкм, высокопроизводительных зерноуборочных комбайнов, созданы мощности для горячего цинкования металлоконструкций, выпуска СВЧ-печей, автоматических стиральных машин, бесшовнвых горячекатанных труб.

Взятый государством курс на импортозамещение в целом оправдан и реально может принести экономике большую выгоду. Только на общенациональном уровне необходимо как можно быстрее провести глубокий анализ и выяснить, что же нужно сделать, чтобы идея замещения импорта начала эффективно работать [9].

Исходя из рассмотренной выше информации можно заключить, что актуальность программы замещения импортных комплектующих очевидность в современных кризисных условиях в Республике Беларусь.

АНАЛИЗ ПРОГРАММЫ ЗАМЕЩЕНИЯ ИМПОРТНЫХ КОМПЛЕКТУЮЩИХ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ПРОДУКЦИИ НА ПРИМЕРЕ ОАО «МАЗ»

Общая характеристика предприятия

Минский автомобильный завод был основан 9 августа 1944года.

Первые автомобили МАЗ-205, вышедшие из заводских ворот в конце 1947 года, лишь возвестили о рождении белорусского автомобилестроения. Чтобы Минские автомобили, быстрее заработали на стройках страны, завод предстояло строить темпами, которые диктовало время. Уже в конце 1948 года было завершено строительство первой, а в 1950 году и второй очереди. В результате в том же 1948 году стало возможным организовать серийное производство автомобилей, а с завершением строительства выйти на проектные мощности и даже превзойти их. В 1951 году завод выпустил 25 тысяч машин против 15 тысяч плановых. Причем, увеличивался не только выпуск автомобилей. Результатом поисков конструкторов стали машины, которых не знало мировое автомобилестроение. Первый в мире 40-тонный самосвал МАЗ-530 на Всемирной промышленной выставке в Брюсселе в октябре 1958 года был отмечен высшей наградой - «Гран-при». В ноябре 1958-ro на Минском автозаводе произошло событие, во многом предопределившее его дальнейшее развитие: были собраны образцы автомобилей МАЗ-500 и МАЗ-503, которым предстояло прийти на смену автомобилям первого семейства - МАЗ-200. 31 декабря 1965 года с главного ко нвейера сошел последний автомобиль первого семейства МАЗов - автосамосвал МАЗ-205, занявший место на пьедестале памятника первым МАЗам. Завод полностью перешел на выпуск автомобилей семейства МАЗ-500, успешно наращивая их производство. В 1966 году на знамени предприятия появилась первая награда - орден Ленина, а в 1971 году - орден Октябрьской Революции. Семидесятые годы были годами ускоренного обновления выпускаемой техники. Уже в сентябре 1970-го было начато производство модернизированных автомобилей МАЗ-500А, а в марте 1976-го с главного конвейера сошел первый самосвал МАЗ-5549 из нового семейства автомобилей МАЗ-5335. Созданные в 70-х годах на базе четырехосных полноприводных колесных шасси грузовые автомобили и тягачи стали незаменимыми помощниками нефтяников, геологов и строителей при освоении труднодоступных районов Сибири и Средней Азии. В 1977 году завод был удостоен своей третьей высокой награды - второго ордена Ленина. Начало 80-х было отмечено на заводе важным событием. 19 мая 1981 года на главном конвейере был собран первый седельный тягач МАЗ-5432 нового перспективного семейства автомобилей и автопоездов МАЗ-6422. А менее чем через два года, 16 апреля 1983-го, был собран уже тысячный автомобиль этого семейства. Выпуск новых машин продолжал наращиваться. 14 апреля 1989 года был выпущен миллионный МАЗ. Им оказался седельный тягач МАЗ-64221. На заводе развернулась подготовка к широкому производству трехосных седельных тягачей. В конце восьмидесятых создан опытный образец знаменитого концепт-кара МАЗ-2000 «Перестройка». В 1996 году, после успешного прохождения приемочных и эксплуатационных испытаний в автохозяйствах Республики Беларусь, был рекомендован к серийному производству новый модельный ряд МАЗ-5440. 11 марта 1997 года с конвейера Минского автомобильного завода сошел первый магистральный тягач нового семейства МАЗ-54421. В конце 1997 года собраны автомобили МАЗ-54402 и МАЗ-544021 полностью удовлетворяющие всем европейским требованиям к большегрузным автомобилям для международных перевозок.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8

Другое по теме

Статистико-экономический анализ уровня и эффективности производства продукции растениеводства по группе сельскохозяйственных организаций Московской области
Отрасль растениеводства является одной из приоритетных отраслей сельского хозяйства. Она обеспечивает население самыми необходимыми продуктами питания; продукция, производимая этой отраслью, является сырьем для перерабатывающей и текстильной промышленности и кормовой базой д ...

Разделы