Власть как субъект экономических отношений

Нахождение ресурсов на уровне государства, а именно в руках конкретных чиновников, приводит к тому, что они незаконно расширяют сферу своих полномочий: осуществляют не только управление ресурсами в интересах общества, но и распоряжение, пользование, владение в личных корыстных целях. Практика функционирования современной российской экономики выявляет множество примеров игнорирования, а порой и прямого попрания со стороны государственных служащих жизненно важных национальных интересов, особенно в сфере производства общественных благ. Ограничить их рентоориентированное поведение способно развитие законодательных норм, повышающих ответственность чиновников перед обществом.

Институты власти стремятся контролировать и регулировать выбор, осуществляемый налогоплательщиком-потребителем. Государственные служащие (чиновники) «путают свой интерес с общественным. В последнем случае проводится политика, которая выгодна им самим, их друзьям, их семьям, политическим союзникам, но не оптимальна для страны в целом».

Функция эффективности представляется очевидной, так как мы утверждаем, что государство именно экономический субъект. Напомним, что всякий экономический субъект действует, сопоставляя результат и затраты собственной деятельности. Государство не должно быть исключением. Проблемы определения издержек попросту не существует, так как государственные расходы достаточно точно определяются национальной статистикой и ограничиваются рамками (законодательными) в виде бюджетов всех уровней. Другое дело - определение результата деятельности государства.

К числу наиболее важных недостатков государства как субъекта экономических отношений следует отнести:

1) несовершенство политического процесса, находящего свое выражение в лоббизме, логроллинге, бюрократии, поиске политической ренты;

2) ограниченность контроля над бюрократией со стороны политических партий и общественности, в результате чего чиновник в своей деятельности на первый план выдвигает, как правило, свои собственные, а не общественные интересы, а стремительный рост бюрократии создает все новые и новые проблемы в этой области;

3) неспособность государства предусмотреть и эффективно контролировать ближайшие и отдаленные последствия принятых решений.

Указанные недостатки свидетельствуют о том, что государство далеко не всегда в состоянии обеспечить эффективное распределение и использование общественных ресурсов, что обусловливает рост трансакционных издержек. Соответственно, снижение последних возможно при изменении экономических функций государства и кардинальной перестройке экономического блока государственного аппарата.

Рынок не является совершенным институтом, равно как и государство, выступающее в качестве субъекта экономических отношений. Но взаимодействие этих двух несовершенных институтов обеспечивает снижение трансакционных издержек и повышает эффективность производства. Задача экономической науки и политиков состоит в том, чтобы найти оптимальное соотношение государства и рынка для любого периода времени, характеризующегося теми или иными особенностями внешней и внутренней среды. Здесь точка пересечения вопросов об эффективности реализации экономических интересов потребителей общественных благ в пределах реализации рентоориентированного поведения представителей государственных экономических интересов, дающих возможность эти блага производить и потреблять.

Таким образом, в отмеченном ракурсе публичные услуги становятся механизмом «опредмечивания» возможностей государства как социально-экономического института не только реализовывать национальные экономические интересы, но и удовлетворять потребности каждого отдельно взятого индивида как гражданина общества.

Перейти на страницу: 4 5 6 7 8 9 10

Другое по теме

Применение технологии франчайзинга для развития бизнеса
Франчайзинг еще совсем недавно называли новым явлением в российской экономике, а сегодня он становится все более востребованной формой организации бизнеса. Сказалась популярность франчайзинга в других странах, где он развивается давно и свободно. На Западе этот вид бизнеса у ...

Разделы