Власть как субъект экономических отношений

Таким образом, что касается предложения властного ресурса со стороны отдельно взятого чиновника, то эта услуга направлена на удовлетворение частных интересов чиновника и связана с увеличением его благосостояния. Но необходимо оговориться, что если чиновник, увеличивая переговорную силу, будет выходить за рамки законодательства, то его деятельность станет криминальной, а статусная рента превратится во взятку. Если же, такое принуждение будет происходить в пределах правового поля, то статусная рента не будет криминальным доходом, а злоупотребления чиновника станет практически недоказуемым.

Использование механизма прямого управления возможно благодаря тому, что властный ресурс - это ресурс императивный. Но следует отметить, что именно техническое регулирование расширяет пространство для применения властного ресурса, возникновения статусной ренты и коррупции при оказании публичных услуг.

Так, например, отказом в выдаче полноценной пятилетней лицензии могут служить завышенные требования или формальные придирки к соискателю, например, отсутствие долгосрочной аренды помещений, несоответствие размеров собственных площадей технологическому процессу, недостаточное развитие технической базы, просроченные паспорта доверенных лиц и т.д. Во всех этих случаях лицензия, конечно, рано или поздно, выдается, но всего лишь на год, максимум на два или три, с учетом благодарственных выплат и с условием устранения отмеченных недостатков. Тем самым, оказывая «всестороннюю поддержку» и в виде исключения, ускоряется воспроизводство лицензионных платежей и в итоге их объем за пятилетие, отпущенное федеральным законодательством, увеличивается более чем в 2 раза.

Завышение цены лицензии происходит еще проще. Например, если в соответствии с федеральным законом сама лицензия стоит 2900 р., то экспертиза торговой точки, по мнению администрации, уже 5900 р., а рассмотрение заявления административной комиссией всего лишь 300 р. В итоге весь процесс получения лицензии оценивается уже в 9100 р.

Наиболее запутанной и спорной в сфере лицензирования является «разрешительная» тема. На сегодня единого подхода к анализу широкого спектра самостийных лицензий, формализованных под разрешения, не существует, поскольку не ясно, какая часть из них носит законный характер. Например, многие разрешения выдаются на право торговли, хотя ни в одном законе не говорится, что торговля обычными товарами подлежит лицензированию. Многие разрешения на занятие тем или иным видом деятельности выдаются органами пожарной охраны и санэпидемнадзора, что по сути своей противозаконно. По результатам мониторинга административных барьеров, около 80% разрешений приходится на виды деятельности, не прописанные ни в старом (1998), ни в новом (2002) Законе о лицензировании. В то же время значительная часть собственно лицензий также выдается на право занятия видами деятельности, которые не предусмотрены ни одним из лицензионных законодательств, а посему являются нелегитимными. Совершенно очевидно, что все эти разрешения и нелегитимные лицензии - следствие политики, проводимой местными органами власти по сохранению своего влияния в сфере предпринимательства, с целью извлечения дополнительного дохода.

Таким образом, издержки, связанные с поиском и захватом ренты, распределяются таким образом, что большую их часть несет общество, а не тот индивид, который присваивает ренту. Не случайно, что именно с поведением политиков и чиновников связывают обычно деятельность по поиску ренты, в меньшей степени - с поведением частных предпринимателей и почти совсем не связывают с поведением рядовых членов общества.

Итак, источником поиска ренты становятся огромные ресурсы, находящиеся в распоряжении у власти: финансовые, материальные, административные, информационные.

Перейти на страницу: 3 4 5 6 7 8 9 10

Другое по теме

Становление монополизма в современной России
Проблема монополизма в экономике вызывает интерес экономистов на протяжении почти всего двадцатого столетия. Эта тема была и останется актуальной до тех пор, пока существуют мировые экономические гиганты, прочно занимающие монополистическое место в производстве. Целью м ...

Разделы