Власть как субъект экономических отношений

• властный ресурс легитимен, хотя здесь необходимо договориться, что до тех пор, пока владелец властного ресурса действует в рамках закона, то ресурс легитимен, но как только переступает нормы, то данное качество теряется, т.к. налицо незаконные, криминальные отношения, коррупция.

Особенности властного ресурса делают его более привлекательным для представителей бизнеса по сравнению с другими видами особого ресурса. Объясним это тем, что, во-первых, «государственная «крыша» круче любой криминальной, что и облегчает процесс монополизации насилия». Наличие «своего» человека в государственных структурах является крайне желательным для реализации успешной деловой стратегии.

Во-вторых, цена такой услуги устанавливается произвольно

Её поставщиком, а не купить её нельзя, и свобода выбора ограничена.

В-третьих, криминальные и прочие субъекты особого ресурса разрознены, их много, между ними существует конкуренция, которая в свою очередь является основой нестабильности их положения, основным же владельцем властного ресурса является государство, которое монополизирует насилие, следовательно, «является дополнительной страховкой от возможных неприятностей».

Отметим, что особые свойства властный ресурс имеет благодаря таким механизмам как: экономическая политика и прямое управление, принуждение, насилие, право.

Таким образом, мы можем выделить следующие функции властного ресурса:

1) пресечение угроз со стороны других силовых партнёров;

2) контроль контрактных обязательств;

3) возврат долгов;

4) снижение рисков и решение споров;

5) «пробивание» лицензий и льгот, т.е. использование властей в конкурентной борьбе для нанесения ущерба другим

Ещё раз подчеркнем, что благодаря данным качествам и функциям властный ресурс превращается в экономический фактор.

Предложение властного ресурса идёт от власти, как представителя государства, от государственных ведомств и от отдельных чиновников. Обратим внимание на то, что если мы говорим о государственной власти, то властный ресурс может предлагаться в виде навязанной услуги. Это связано с реализацией государственных интересов. Например, проведение государственного контроля, лицензирование отдельных видов деятельности, государственная регистрация юридических лиц и т.д. Всё это происходит вне зависимости от того, совпадают интересы фирмы и государственные интересы или нет.

Еще раз отметим, что государство находит свою персонификацию в чиновниках, которые по своим профессиональным и нравственным качествам ничуть не хуже, но и не лучше работающих в частном секторе экономики, и в своей деятельности они, как и все остальные смертные, руководствуются личными выгодами: иметь хороший заработок, признание, вес в коллективе и в обществе, власть и т.д. Но в отличие от многих, работающих в частном секторе экономики, чиновник от имени общества наделяется властными полномочиями и получает право распоряжения общественными ресурсами. В связи с этим у чиновника имеется возможность использовать власть и ресурсы не только в общественных, но и в личных, корыстных целях, ущемляя при этом общественные интересы. Государственная политика должна представлять и защищать интересы страны, народа - национальные интересы. Такой идеал не совпадает с реальным положением дел. М.И. Скаржинский отмечает, что современная теория общественного выбора показывает, как государственная политика определяется не столько потребностями страны и ее национальными интересами, сколько меняющимися комбинациями различных частных интересов. И в этих комбинациях не последнее место принадлежит интересам самого государственного аппарата, служащих в нем чиновников. Очень часто интересы людей в органах законодательной и исполнительной власти не только не совпадают с интересами национальными, но и противоречат им, находятся с ними в конфликте. Закрепление ресурсов в руках государства оправдано, если это становится источником обеспечения граждан общественными благами. Но часто ресурсы используются отдельными чиновниками на поиск и захват особого вида дохода. Приватизация властного ресурса чиновником, приносит доход, называемый статусная рента. Такая деятельность чиновника характеризуется перераспределением и размещением ресурсов в ущерб общественному благосостоянию, национальным интересам, что обусловливает экономические потери для общества.

Перейти на страницу: 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Другое по теме

Статистический анализ информации о работе и использовании подвижного состава на железной дороге
Одной из крупных экономических систем России является железнодорожный транспорт. Это производственно-технологическая система, обеспечивающая экономические и социальные условия жизни общества. На железнодорожном транспорте в настоящее время проходят крупные структурные преобр ...

Разделы