Власть как субъект экономических отношений

Рис. Соответствие элементов экономической свободы формам властного воздействия

Таким образом, отношения власти реализуются через:

1.) действие влияния (модель фирмы лидера в отрасли: она не устанавливает определённой цены в отрасли, но её цене следуют другие фирмы, т.к. им это выгодно);

2.) действие принуждения (установление фиксированной цены администрацией или частной монополией, когда в отрасли есть одна крупная монополия и множество мелких фирм);

3. ) действие подчинения (отношение метрополии и колонии, крупной и мощной державы и её сателлитов);

4.) действие, обеспечивающее бездействия подвластных, блокирование нежелательных для руководства видов их поведения, истолкование событий и выдвижение целей развития, распределение ресурсов, готовой продукции и доходов.

Следовательно, власть над определенным объектом устанавливается потому, что последний зависит от субъекта власти в продвижении собственных интересов. Однако в некоторых ситуациях объекты имеют власть над власть имущим, так как последний зависит от них (если объект обладает конфиденциальной информацией). Чем больше информации, ресурсов или услуг один человек дает другому, тем больше его власть над этим лицом.

Таким образом, власть, как субъект экономических отношений, - понятие очень широкое, которое включает в себя такие аспекты как господство, способность воздействия субъекта на объект с помощью властных полномочий.

Важно отметить, что расхождения в понимании власти связаны с тем, что существуют различные её формы: экономическая, политическая, государственная, семейная и другие.

В экономике властные отношения устанавливают те, кто волен распоряжаться ресурсами, которые могут использоваться как факторы производства.

В современных теориях, развивающих принцип классического либерализма, единственно реальным экономическим агентом признаётся индивид. Однако, в XX в. роль государства в странах со зрелой рыночной экономикой по сравнению с XIX в. резко возросла. Современная высокоразвитая экономика является не только многоукладной, но и многосубъектной. В ней действует огромное количество как разнообразных производителей (фирм, предприятий), так и потребителей. Кроме непосредственных независимых, суверенных и самостоятельных субъектов, осуществляющих процесс производства и обращения, в экономике заметную (и все более возрастающую) роль играют и регулирующие субъекты, стремящиеся упорядочить в предсказуемом направлении всю экономическую систему. Самым важным субъектом такого рода, конечно, является государство. Ему принадлежит немалая часть общественного (национального) богатства, оно формулирует основные условия действия частного капитала (через налоги, государственные расходы, таможенные пошлины), через государственный бюджет происходит перераспределение значительной (и возрастающей) части созданного валового внутреннего продукта, государство формулирует стандарты социальной политики, оказывает помощь наименее защищенным слоям населения и т. д.

Это, в конечном итоге, выразилось в превращении государства в субъект экономических отношений.

Здесь, по всей видимости, необходимо остановиться на конкретизации терминологического вопроса о правомерности использования термина «государства» и термина «власть» (правящая группа людей). Нетрудно заметить, что практически все проблемы, которые приходится решать государству, выходят за рамки компетенции исполнительной власти, требуя должного участия законодательной, а в некоторых случаях и судебной власти; например, обеспечение правовой базы и общественной атмосферы, способствующей эффективному функционированию рынка, при прочих равных условиях, невозможно без вмешательства судебной власти.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8

Другое по теме

Расчет оптимальной структуры плана производства продукции
Цель работы: · закрепление теоретических знаний по теме «Формирование производственной программы»; · ознакомление с экономико-математической моделью задачи определения оптимальной структуры плана производства продукции в номенклатуре и стоимостных показат ...

Разделы