Общественные и публичные блага

Предположительно, в качестве примера, можно привести услугу за внесение в реестр собственников жилья в департаменте муниципального жилья (подчеркнем, что публичные услуги могут предоставляться как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях), рассмотрение ходатайств и уведомлений о проведении сделок экономической концентрации.

Отметим, что данное препятствие не является абсолютным и во многом зависит от существующих технологий контроля и организационных рамок, в которых взаимодействуют различные стадии технологического процесса предоставления публичных и общественных благ. Статус того или иного публичного блага с точки зрения режима ее предоставления может изменяться, что, видимо, предполагает также наличие механизма переключения с одного режима на другой.

Весьма актуальным является также вопрос: является ли часть публичных услуг следствием существования избыточных функций по спецификации и защите прав собственности. Если исходить из многочисленности установленных фактов наличия дублирования, а также неудовлетворительного обоснования (в том числе в плане содержания) множества функций государства, то на поставленный вопрос можно дать утвердительный ответ. Вот почему определение перечня публичных услуг является следствием идентификации необходимого множества функций, которые должны выполнять органы государственной власти (прежде всего, исполнительной). В этом случае, если предположить, что создана адекватная процедура отбора функций (а точнее -действенный механизм оценки целесообразности сохранения и создания функций), то возникает и дополнительный фильтр для устранения или предотвращения появления избыточных, навязываемых государством публичных услуг.

Осуществление государственного управления, как отмечалось выше, само по себе является важнейшей услугой, оказываемой государством как обществу в целом, так и отдельным его составляющим. Причем эта услуга является общественным благом, она поставляется обезличенно всем субъектам в обществе, так что ее потребление каждым отдельным гражданином или организацией не связано с прямой оплатой ими доступа к получению такой услуги. Напротив, частные услуги, как и любые частные блага, поставляются конкретным субъектам в ответ на заявленный ими спрос, в соответствии с их желаниями и нуждами. Такие услуги могут, как предоставляться, так и не предоставляться, так что они являются исключаемыми благами. Поскольку предоставление каждой индивидуализированной услуги требует затрат рабочего времени конкретного служащего, оказывающего такую услугу, то подобные блага являются также и конкурентными в потреблении, так что они действительно обладают всеми признаками частных благ.

Обзор экономической литературы показал, что, несмотря на понимание содержания функций государственного управления (наличие неотъемлемых характеристик общественных благ) и наличие представлений о публичных услугах (пусть даже в рамках разных подходов), а также аналитического инструментария, используемого в рамках новой институциональной экономической теории, проблема концептуального разграничения функций государственного управления и публичных услуг сохраняется. Очевидно, ее решение особенно важно в связи с наличием вполне практических вопросов относительно состава публичных услуг и экономических способов их оказания государственными органами управления и их учреждениями. Именно поэтому задачей следующего (1.2) раздела является исследование феномена власти как субъекта экономических отношений.

Перейти на страницу: 2 3 4 5 6 7 

Другое по теме

Применение микроэкономических моделей к анализу структуры рынка нефтепродуктов Волгоградской области
индекс лернер рыночный нефтепродукт Главным инструментом достижения целей социально-экономического развития является конкурентная политика. В России пока не сформирован конкурентный рынок нефтепродуктов. Существует несколько доминирующих хозяйствующих субъектов − вертик ...

Разделы