Общественные и публичные блага

Сразу оговоримся, что как в российской, так и зарубежной экономической и юридической литературе нет общепринятого определения понятия публичных благ, в отличие, например, от существующей конвенции по общественным или клубным благам. Мы не можем согласиться со столь узким и конкретным определением публичных услуг, которое выводит в своих работах О. Н. Грабова, так как, по нашему убеждению, к публичным услугам относятся, например, и платные услуги сферы здравоохранения и образования, и платные информационные услуги, предоставляемые государственными учреждениями и организациями. Таким образом, считаем более корректным определение А. Е. Шаститко, который определяет публичные услуги как «частные (индивидуализированные) блага, предоставляемые органами государственной власти и управления гражданам и организациям (физическим и юридическим лицам), как правило, в физической форме услуг».

Однако, ради справедливости, заметим, что услуги государственных учреждений, связанные со спецификацией и защитой прав собственности, действительно являются наиболее ярким и наглядным примером публичных услуг, чем мы и воспользуемся, иллюстрируя выводы своего исследования, главным образом, именно примерами из этой сферы услуг государственных организаций.

Вообще в экономической литературе используются два подхода к решению поставленного вопроса о содержании понятия «публичное благо» - эмпирический и теоретический. Если первый основывается на реально выполняемых ведомствами и их учреждениями функциях, то второй исходит из типологии благ, обладающих определенным набором свойств.

В рамках первого подхода публичными называются блага, предоставляемые (в связи с выполнением властных функций) органами исполнительной власти и их учреждениями при непосредственном взаимодействии с гражданами. Отметим, что в соответствии с таким вариантом определения ключевыми признаками для идентификации благ как публичных являются: (1) связанность с выполнением властных функций, (2) непосредственное взаимодействие с гражданами. И та, и другая характеристики требуют уточнения. Отметим лишь, что данное определение предполагает, что публичность блага определяется в зависимости от того, кто ее предоставляет (в данном случае, органы исполнительной власти и их учреждения).

Для наших целей важно выделить несколько ключевых характеристик благ, которые в дальнейшем могут быть использованы как критерии для разграничения различных режимов их предоставления. В числе таких характеристик: (1) конкурентность в потреблении, (2) исключаемость из потребления, (3) наличие побочных эффектов (при определенных обстоятельствах существующих в форме внешних эффектов) и сопряженные с ними вопросы платности услуг для отдельного потребителя.

Использование двух первых критериев позволяет представить уже приведенную в работе классификацию благ.

Здесь возникает следующий вопрос: если блага, которые сопряжены с производством общественных, соответствуют критериям чистых частных благ (т.е. по определению являются публичными услугами), означает ли это, что они должны предоставляться частными организациями в режиме конкуренции?

Ответ зависит от того, признаем ли мы наличие издержек организационного отделения функций, связанных с производством непосредственно общественных благ от тех функций, которые связаны с производством частных благ: здесь должно быть учтено два аспекта. Во-первых, технологическая делимость процесса производства общественных благ и частных благ, связанных со спецификацией и защитой прав отдельных лиц. Во-вторых, трансакционные издержки, связанные с дезинтеграцией функций по производству общественных благ и предоставлению публичных услуг. Наибольший интерес представляет ситуация, когда технологически разделить два процесса возможно.

Базовая идея, заложенная в разделение функций органов исполнительной власти на правоустанавливающие, правоприменительные и функции по предоставлению публичных благ сводится к тому, что в ряде случаев организационно отделить процесс предоставления публичных благ от производства общественных благ без значительных издержек не представляется возможным. Прежде всего, это может быть связано с обладанием уникальным недублируемым (причем, необязательно по техническим соображениям) ресурсом, например обеспечением доступа к конфиденциальной, коммерческой информации (вопрос о конфиденциальности также требует отдельного решения), а также другими факторами, которые затрудняют смену поставщика публичных услуг.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Другое по теме

Разработка программы совершенствования обоснования цен на продукцию предприятия
В рыночной экономике торговым предприятиям необходимо самостоятельно обеспечивать сбыт своей продукции, и соответственно прогнозировать ценовую политику. В условиях сокращения платежеспособного спроса и возникшей конкуренции с импортными товарами проблема установления цен н ...

Разделы