Общественные и публичные блага

В своей работе мы рассматриваем общественные блага как экономическую категорию, т.е. общественные блага - это блага, которые выступают в роли товаров и услуг, предоставляемых государством бесплатно, хотя в отдельных случаях в нормируемых количествах; имеющие внешний потребительский эффект, распространяемый более, чем на одного человека; обладающие в чистом виде или с некоторыми ограничениями свойствами неконкурентности и неисключаемости. Это определение можно дополнить определением А. Маршалла, который подходит к понятию общественных благ с позиций человека: «Общественные блага охватывают выгоды, которые человек получает от проживания в определенном месте и в определенное время, и от принадлежности к какому-либо государству или сообществу».

Таким образом, в исходном представлении общественное благо - это нечто, одинаково доступное всем членам общества, и за что не надо непосредственно платить. К общественным благам мировая экономическая наука и хозяйственная практика относят те товары и услуги, которые рыночная система вообще не намерена производить, поскольку их особенности резко противоположны особенностям товаров индивидуального потребления: будучи потребленными другим субъектом, они остаются достаточными для потребления другими. Общественные блага неделимы. Они предоставляются общественными учреждениями. Создание и содержание общественных благ, как отмечал еще А. Смит, не может быть в интересах никаких отдельных лиц или небольших групп, ибо прибыль от них никогда не сможет окупить затраты любого отдельного лица или небольшой группы лиц, хотя зачастую они смогут с лихвой окупиться большому количеству. Например, качественное состояние здравоохранения, доступность его для широких слоев населения страны можно и нужно рассматривать, с одной стороны, как существеннейшую составляющую качества жизни, а с другой, как необходимое условие эффективного функционирования национальной экономики. Ведь временная потеря трудоспособности, вызываемая болезнями, как следствие, ведет к прямым экономическим потерям на макро- и микроуровнях. Эти потери складываются из выплат, денежных пособий больному, стоимости медицинских услуг за счет соответствующих страховых фондов, снижения в связи с этим инвестиционных возможностей последних, затрат, связанных с временным привлечением дополнительной рабочей силы или повышением интенсивности труда постоянного персонала, упущенной выгоды для предпринимателя, связанной с отсутствием данного специалиста, и простоем соответствующих производственных мощностей. Все это означает, что здоровье нации, каждого его представителя есть существенная предпосылка эффективного функционирования экономики страны.

Общественным благом может быть материальный продукт, например, питьевая вода из фонтанчика в людном месте (однако, чаще всего, это услуга от использования общественного сооружения), дороги, парки, библиотеки, маяки. Общественные, в том числе национальные, государственные интересы также можно представлять себе в виде некоего общественного блага, которое потребляют уже не отдельные индивиды, а общество в целом.

Другим важным примером являются услуги, которые хотя и могут быть предоставлены посредством рыночных механизмов, однако не способны в полной мере обеспечить удовлетворение общественных потребностей в них. Под общественными услугами понимается массовое и доступное обслуживание населения базовыми инфраструктурными услугами. К таким услугам относятся как материальные услуги (связь, телекоммуникации, почта, электроэнергия и т.д.), так и услуги в нематериальной сфере (здравоохранение, образование, культура и т.д.). При этом является несущественным, предоставляются ли эти услуги непосредственно их производителями или по поручению последних, через третьих лиц, в том числе и через частных посредников. Обязанности по предоставлению общественных услуг вызывают определенные издержки, которые, однако, не должны отражаться в структуре их стоимости. Дефицит услуг или их недоступность населению из-за высокой стоимости, связанные с наличием монопольного положения производителей услуг, должны уравновешиваться предоставлением субсидий.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Другое по теме

Разработка комплекса мероприятий по повышению финансовой устойчивости сети копировальных центров ООО Копицентр
Цель работы - изучение теоретических и практических аспектов анализа финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия, а также разработка рекомендаций по укреплению финансовой устойчивости предприятия. Задачи, которые необходимо решить для достижения цели работы: ...

Разделы