Общественные и публичные блага

общественный публичный благо власть собственность

Прежде, чем перейти к рассмотрению понятий «общественные» и «публичные блага», следует остановиться на рассмотрении понятия «благо» и определений, которые ему даются учеными в экономической литературе.

«Благо - это все то, что заключает в себе определенный положительный смысл, предмет, явление, продукт труда, удовлетворяющий определенную человеческую потребность и отвечающий интересам, целям, устремлениям людей». А. Маршалл под благом понимал «все желаемые нами вещи или вещи, удовлетворяющие человеческие потребности». В этом определении благо определяется через потребность, которая ограничивается лишь вещами и предметами. Иногда благо рассматривается как воплощенная полезность, которой могут быть не только продукты труда.

В современных учебниках по экономической теории даются сходные определения блага. «Блага - это средство для удовлетворения потребностей». Такое определение благу дают М. Чепурин и С. Киселева. По Р. Нурееву, блага - «это средства, удовлетворяющие потребности».

Таким образом, блага - это вещи, предметы, явления, продукты труда, т. е. все, что служит средством для осознанного удовлетворения наших потребностей и отвечает интересам, целям и устремлениям людей.

Для понимания благ большое значение имеет их классификация. Существует множество критериев, на основе которых выделяют различные виды благ.

Наиболее распространено среди экономистов подразделение благ на материальные и нематериальные. Материальные блага - это естественные дары природы (земля, воздух, климат), продукты производства (продукты питания, здания, сооружения, машины, инструменты). Иногда к материальным благам относят и отношения по присвоению материальных благ (патенты, авторские права, закладные). А. Маршалл называет их личными. Тем самым, в одну группу объединяют различные по своему характеру блага, одни из которых суть полезности, другие форма присвоения полезности.

Но потребности людей не ограничиваются лишь использованием в своих целях материальных благ. И услуга адвоката, и лекция в университете, и цирковое представление удовлетворяют определённые нематериальные человеческие потребности, и поэтому мы можем говорить о производстве нематериальных благ. Нематериальные блага - это блага, воздействующие на развитие способностей человека, они создаются в непроизводственной сфере. Это - здравоохранение, образование, искусство, кино, театр, музыка. Другими словами можно сказать, что нематериальные блага - это оказание услуг.

Блага классифицируют на внутренние и внешние. Внутренние - это блага, данные человеку природой, которые он развивает в себе по собственной воле, к ним относятся: собственные качества и способности, деловые способности, профессиональное мастерство. Внешние блага - это благотворные отношения одновременно и для индивида и для других людей. Это трудовые повинности, домашние услуги, репутация, деловые связи, т. е. то, что дано внешним миром для удовлетворения потребностей.

Внутренние и внешние блага могут быть передаваемыми и непередаваемыми. Непередаваемые блага включают личные качества и способности человека к действию и наслаждениям, часть деловых связей, которые зависят от личного доверия к нему и которые не могут быть переданы в виде составного элемента его репутации, благоприятные климатические условия (дневной свет, воздух), гражданские привилегии и права.

Неоклассическая школа уделяет особое внимание разграничению экономических и неэкономических благ. Это разграничение связано с понятием редкости. Благо неэкономическое имеется в неограниченном количестве, экономическое благо является редким благом. Именно соотношение между потребностью и доступным для распоряжения количеством благ делает их экономическими и неэкономическими. Так, если вы живете в тайге, стволы деревьев для постройки жилища не являются для вас экономическими благами. Ведь их количество в огромное число раз «превышает вашу потребность в этом стройматериале. И вода для питья, если вы живете на берегу чистого озера, не является экономическим благом. Таковым она станет для вас лишь в пустыне, где потребность человека в питье оказывается выше, чем доступное для удовлетворения этой потребности количество воды.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Другое по теме

Разработка мероприятия по повышению эффективности производства при добыче полезного ископаемого на разрезе Камышанский Северо-Талдинского каменноугольного месторождения Ерунаковского геолого-экономиче
В курсовом проекте рассматривается Северо-Талдинское каменноугольное месторождение Ерунаковского геолого-экономического района Кузбасса разрез «Камышанский». Разрез "Камышанский", расположен в центральной части Кузбасса в Ерунаковском геолого-экономическом район ...

Разделы