Конкуренция и монопольная власть в экономике России: логика переходного процесса

В данном разделе будут рассмотрены тенденции развития конкуренции и монопольной власти в экономике России. В качестве центральных процессов, оказавших развитие на соотношение конкуренции и монополии в российской промышленности, а также их формы, рассматриваются адаптация предприятий, приватизация и развитие государственного регулирования.

Цель раскрытия данного пункта настоящей курсовой работы состоит в том, чтобы показать, каким образом менялись основные факторы, формирующие соотношение между конкуренцией и монополией в период с начала российских реформ. При этом особое значение для нас будут иметь специфические причины и формы проявления монопольной власти, преобладавшие на разных этапах переходного периода и связанные с важнейшими переходными процессами - адаптацией предприятий, приватизацией и становлением национальной системы собственности и корпоративного управления, развитием системы государственного регулирования экономики.

Понимание конкуренции и монопольной власти в мировой экономической науке менялось по мере развития теории рынков и до сих пор остается неоднородным. Однако независимо от нюансов определения конкуренции, большинство соглашается с тем, что к конкурентным относятся такие рынки, где экономические агенты располагают и возможностями, и сильными стимулами для осуществления инвестиций, направленных на повышение конкурентных преимуществ в процессе производства благ (в отличие от процесса их распределения). Именно в таком понимании рыночная конкуренция является необходимым условием эффективного принятия решений и экономического развития. Монополия, имманентно присущая экономике советского типа, препятствовала эффективному развитию именно потому, что исключала стимулы к производственным инновациям, нацеленным на приобретение сравнительных преимуществ в производстве, на уровне отдельных экономических агентов.

Соотношение между конкуренцией и монопольной властью на отраслевых рынках России существенно менялось на протяжении десятилетнего переходного периода.

Отправной точкой развития структуры российских рынков служил высокий уровень монополизма в производстве и распределении благ, созданный советской системой хозяйства. В работах, написанных в период перестройки и посвященных отраслевой структуре в советском хозяйстве, подчеркивались факторы монополизма, созданные политикой централизованного размещения производства: преобладание крупных предприятий, чрезмерно узкая специализация производителей, закрепление поставщиков за регионами и категориями потребителей в рамках централизованной системы сбыта продукции. Именно эти факторы рассматривались как наиболее опасные для успешного развития конкуренции в будущем рыночном хозяйстве.

Однако опасения, связанные с наследием социалистической системы размещения производства и организации сбыта, оказались в значительной степени преувеличенными. Либерализация внешней торговли практически мгновенно устранила монополизм российских производителей на потребительских рынках. Кроме того, либерализация цен создала стимулы для такой адаптации производителей, которая в значительной степени разрушила основы монополизма «советского типа». Во многих отраслях предприятия быстро диверсифицировали производство, что позволило решить проблему монопольной власти как результата немногочисленности продавцов на рынке. Развитие альтернативных каналов снабжения и сбыта происходило несколько медленнее, поскольку наталкивалось на проблемы осуществления инвестиций в условиях значительной неопределенности, однако и этот процесс был вполне устойчивым. Расширение круга покупателей и географии сбыта позволяло производителям получать дополнительную прибыль, но при этом объективно расширяло границы рынков и усиливало конкуренцию между их участниками. Нельзя утверждать, что на сегодняшний день возможности развития конкуренции благодаря эффективной адаптации российских предприятий исчерпаны. Существует много свидетельств того, что многие компании до сих пор управляются менеджерами, не владеющими современными методами маркетинга и организации бизнеса. Опрос предприятий, проводимый в рамках проекта «Нерыночный сектор в экономике России» под руководством Е.Г.Ясина в 2008 г., показал, что около 1/3 респондентов - менеджеров предприятий не в состоянии сопоставить конкурентоспособность производимой ими продукции с импортными аналогами. Особенно примечательно, что такую сравнительную оценку не смогли дать свыше 35% менеджеров предприятий легкой промышленности, ориентированной на рынки со значительным присутствием экспорта. Более того, результаты опроса не обнаружили положительной связи между оценками конкурентоспособности собственной продукции и экономическим положением предприятия, что может быть интерпретировано как неспособность менеджеров дать корректную оценку важнейшего фактора развития компании. В этой связи необходимо отметить, что на сегодняшний день процесс развития конкуренции благодаря адаптации российских производителей, нацеленной на повышение конкурентоспособности, далеко не исчерпан.

Перейти на страницу: 1 2

Другое по теме

Проблемы и последствия сырьевой ориентации Российской экономики
В данный момент мы можем точно сказать, что Российская экономика в основном ориентирована на сырьевую отрасль. Наличие сырьевых ресурсов предоставляет значительные возможности для развития страны. Вместе с тем в долгосрочной перспективе показатели роста богатых ресурсами ст ...

Разделы