Регулируемые монополии и их специфика в России
В России государственная монополия рассматривается как «монополия, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации, определяющим товарные границы монопольного рынка, субъект монополии (монополиста), формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа».
О режиме государственной монополии упоминается в федеральных законах: Законе о регулировании внешнеторговой деятельности, Законе о Центральном банке, Законе о военно-техническом сотрудничестве, Законе о регулировании производства алкогольной продукции, Законе о драгоценных металлах. Перечисленные нормативные правовые акты создают юридическую базу для применения в России института государственной монополии.
Исключительный режим государственной монополии выражается в том, что права на осуществление конкретных видов экономической деятельности принадлежат лишь ограниченному кругу субъектов.
При этом субъектный состав государственной монополии имеет два уровня.
Первый уровень - государство в лице компетентных государственных органов. Оно вводит режим государственной монополии и контролирует деятельность конкретных хозяйствующих субъектов. Это тем более важно, что основная функция государственной монополии - фискальная.
Второй уровень субъектного состава образуют предприятия, непосредственно осуществляющие экономическую деятельность в режиме государственной монополии. Как правило, в этом качестве выступают государственные унитарные предприятия (ст. 113-115 ГК РФ).
Особенности правового положения субъектов зависят от вида государственной монополии.
Так, Закон о регулировании внешнеторговой деятельности в качестве одного из видов такого регулирования внешнеторговой деятельности предусматривает государственную монополию на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров.
Закон относит государственное регулирование в области внешнеторговой деятельности (в том числе и установление государственной монополии) к исключительной компетенции Российской Федерации и определяет два ограничительных метода такого регулирования:
· таможенно-тарифный (применение импортного и экспортного тарифов) метод;
· нетарифный метод (ст. 13 Закона о регулировании внешнеторговой деятельности).
Государственную монополию на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров следует отнести к нетарифному регулированию.
Государственная монополия осуществляется с помощью специальных правовых средств:
) определение конкретного перечня товаров (пределов государственной монополии);
) применение в соответствии с п. 1 ст. 49 ГК РФ разрешений (лицензий);
) использование особых организационно-правовых форм юридических лиц (субъектов государственной монополии);
) установление обязанности коммерческих организаций, входящих в субъектный состав государственной монополии, совершать определенные сделки;
) объявление сделок, нарушающих государственную монополию, ничтожными, и применение последствий недействительности ничтожной сделки.
Перечни отдельных видов товаров, на экспорт и (или) импорт которых устанавливается государственная монополия, определяются федеральными законами.
В качестве субъектов государственной монополии в сфере внешнеторговой деятельности выступают предприятия особой организационно-правовой формы - государственные унитарные предприятия.
Самовольное осуществление предпринимательской деятельности, разрешенной исключительно государственным предприятиям, должно квалифицироваться как незаконное предпринимательство и наказываться в соответствии со ст. 171 УК РФ.
Еще один вид государственной монополии (в сфере осуществления эмиссии наличных денег) реализуется исключительно Центральным Банком России (ст. 4, 29 Закона о ЦБ). Банкноты (банковские билеты) и монеты Банка России являются единственным законным средством платежа на территории Российской Федерации, изготовление или сбыт поддельных денег преследуются по закону (ст. 186 УК РФ).
Перейти на страницу:
1 2 3
Другое по теме
Разработка программы совершенствования обоснования цен на продукцию предприятия
В
рыночной экономике торговым предприятиям необходимо самостоятельно обеспечивать
сбыт своей продукции, и соответственно прогнозировать ценовую политику. В
условиях сокращения платежеспособного спроса и возникшей конкуренции с
импортными товарами проблема установления цен н ...