Экономическая природа монополии

Однако в масштабах совокупного капитала и совокупного производства при капитализме концентрация производства неизбежно принимает форму концентрации капитала, так как осуществляется за счет накопления прибавочной стоимости.

Исходя из вышесказанного, можно отметить, что в марксистско-ленинской политической экономии под концентрацией в капиталистическом обществе понимается процесс укрупнения масштабов производства и капитала за счет аккумуляции прибавочной стоимости, созданной трудом наемных рабочих.

Как отметили классики марксизма-ленинизма, именно концентрация выступает главной объективной причиной возникновения монополии при капитализме. В этом состоит одно из важнейших научных открытий в теории монополии. Однако при этом меньшее значение придавалось исследованию конкретных условий рынка, при которых возникает монополия. Эти проблемы получили большую разработку в других направлениях экономической науки.

В современной экономической теории не сложилась общепринятая трактовка содержания монополии. Можно выделить как минимум три его трактовки: поведенческую, структурную и функциональную. При этом в поведенческой, где процесс хозяйствования анализируется с позиций выявления поведенческих особенностей субъектов, ее содержание сводится к борьбе хозяйствующих на рынке субъектов за монопольно высокую прибыль. В структурной, когда акцент переносится на анализ условий функционирования монополии (тип рыночной структуры), содержательная сторона усматривается в исключительном положении определенного хозяйствующего субъекта на рынке, в степени господства фирмы на рынке. Для функционального подхода характерно выражение содержания монополии в качестве стимулятора инновационной деятельности, либо рассмотрение монополии как отрицательного явления рыночной экономики, способствующего несправедливому перераспределению дохода от потребителей к монополисту.

Нельзя не признать, что все названные трактовки отражают важные аспекты роли монополии в экономике. Но нельзя не видеть и другого; все они даются с позиций анализа монополии как механизма подавления соперничества между хозяйствующими субъектами.

В имеющихся экономических исследованиях чаще всего монополией называют:

а) предприятие (обычно имеют в виду крупное предприятие), занимающее доминирующее положение на товарном рынке или в отрасли и обладающее монопольной властью, которую оно может использовать для удержания своего исключительного рыночного положения в течение долгосрочного периода за счет подавления реальных и потенциальных конкурентов; получения монопольно высокой прибыли, которая может быть достигнута за счет роста цен и снижения объема производства, давления на конкурентов и потребителей и т.д.;

б) структуру рынка, которая характеризуется: наличием одной или небольшого количества фирм, на долю которых приходится значительный объем рыночного производства; затрудненным вступлением на рынок новым хозяйствующим субъектам за счет наличия барьеров входа;

в) преимущественное или исключительное право на что-либо (торговые, таможенные, налоговые и другие льготы) в какой-либо сфере деятельности государства, ведомства, организации, предприятия, в результате чего происходит концентрация средств производства, научно-технических открытий и изобретений, источников и ресурсов сырья, денежного капитала, сбыта товаров, позволяющая навязывать контрагентам особые условия взаимоотношений выгодные им самим.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Другое по теме

Предложение и его анализ в микроэкономике
Предложение и его анализ в микроэкономике Предложение - количество (объем) благ, предлагаемых для продажи на рынке в определенный момент или период времени. В стоимостном выражении предложение представляет сумму рыночных цен этих благ. Предложение есть связь между ценой ...

Разделы