Экономическая природа монополии

μονο(mono) - один и πωλέω(poleo) - продаю) - исключительное (монопольное) право в какой-либо сфере деятельности государства, организации, фирмы и т. д. В экономике монополия появилась, когда монархи жаловали определённому купцу (ремесленнику, цеху) привилегию (монополию) на производство или торговлю определённым товаром. В неоклассическом подходе экономической теории, монополия - один из видов рыночных структур, характеризующих следующие условия конкурентной борьбы между фирмами отрасли в условиях рынка:

существует один продавец уникального товара, то есть товар не имеет близких заменителей, и его продажей занимается только одна фирма;

существуют непреодолимые или труднопреодолимые входные барьеры в данную отрасль (на рынок данного товара), такие как эффект масштаба (необходимость огромных капиталовложений для ведения хозяйственной деятельности в данной отрасли), превосходство монополиста (исключительная собственность на патенты или контроль над сырьём ), недобросовестная конкуренция > и др.

Фирма, работающая на рынке в условиях монополии, контролирует рынок (отрасль) полностью или в значительной степени. Антимонопольное законодательство многих стран рассматривает занятие одной фирмой 30-70% рынка как монопольное положение на рынке и вводит различные санкции - регулирование цен, принудительный раздел фирмы и т. д.

Споры ученых разных экономических школ относительно феномена монополии пронизывает всю историю современных экономических учений. Характер эволюции научных представлений о проблеме монополии несет на себе отпечаток развития рыночной экономики от простейших форм торгового обмена, служивших предметом анализа меркантилистов, и совершенной конкуренции времен А.Смита до монополизированной экономики, рассматривавшейся в трудах Дж. Робинсон и Э. Чемберлина, и, наконец, сложного переплетения многообразных рыночных структур в условиях современного хозяйствования.

Понятие "монополия" в процессе использования в рамках различных экономических школ на настоящий момент потеряло однозначную смысловую определенность, поэтому мы должны уяснить его содержание.

Исторически теория монополии развивалась в трех направлениях: рыночном, технологическом, марксистско-ленинском.

Представители первого направления рассматривали монополию как ситуацию на рынке, когда продавец может существенно влиять на объем предложения и цену товара и во многом их определять. Однако анализ конкуренции здесь замкнут на сфере обращения. При этом не учитывалась роль монополии в сфере материального производства. Производя значительную долю продукции, монополист занимает на рынке крупную нишу, является ведущим продавцом и активно влияет на объем и структуру предложения и, соответственно, на величину рыночной цены. Фирмы -монополии, являясь постоянными крупными поставщиками пользующейся рыночным спросом продукции, активно влияют и на величину рыночного спроса. Диверсифицируя производство отдельных видов продукции с учетом запросов покупателей, фирмы - монополии наращивают объемы сбыта и неуклонно увеличивают сумму своей выручки и чистой прибыли.

Важным преимуществом монополий в рыночных условиях является возможность существенно удешевить свою продукцию за счет увеличения масштабов производства и снижению трансформационных и трансакционных издержек. Внедряя новую технику и прогрессивную технологию, увеличивая объемы производства, фирмы - монополисты добиваются уменьшения средних постоянных, переменных и валовых издержек. Большим преимуществом монополистов является возможность существенного снижения трансакционных расходов, прежде всего, расходов на защиту прав собственности, расходов на ведение переговоров и на заключение сделок, расходов на рекламу и др. Крупные монополии имеют в своем составе высококвалифицированных снабженцев, маркетологов, юристов, деятельность которых способствует уменьшению трансакционных издержек монополий.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Другое по теме

Принципы нормирования труда
Важнейшими социально-трудовыми показателями на отечественных предприятиях в условиях рыночных отношений являются обеспечение полной занятости трудовых ресурсов и высокой продуктивности труда, создание нормальных условий для работы персонала и повышение уровня оплаты труда, ...

Разделы