Институциональные основания промышленной политики

Отраслевая диверсификация (sectoral diversification) в промышленности, приводящая к структурным изменениям и способствующая росту экономики и общественного благосостояния, предполагает освоение производства товаров, не традиционных для данной страны или региона. Обычно это не требует радикальных инноваций, основанных на НИОКР, а может достигаться за счет адаптации уже известных в мире товаров и технологий их изготовления к местным условиям - то, что называется "самооткрытие" (self-discovery). Как и в случае с инновациями, коммерческие организации не могут самостоятельно решить проблемы такой адаптации в связи с проблемами информации и провалами координации. Выход состоит в мерах институционального характера, предусматривающих формирование правил и организацию на их основе процесса государственно-частного сотрудничества - через совместные исследования и поиск консенсуса относительно того, где именно возникают информационные и координационные экстерналии, какими в этой связи могут быть цели промышленной политики в таком контексте, и как их следует достигать. "Правильная модель промышленной политики, - отмечает Д. Родрик, - заключается не в применении автономным правительством налогов Пигу или субсидий, а в стратегическом сотрудничестве между частным сектором и правительством с целью выявления, где находятся наиболее существенные препятствия для реструктуризации и какой тип вмешательства с наибольшей вероятностью может их устранить". При этом обычные дискуссии об инструментах, затратах и результатах правительственного вмешательства в экономику промышленности не имеют принципиального значения. Гораздо важнее "иметь в наличии процесс, помогающий выявить сферы желательных интервенций. Правительства, понимающие это, будут постоянно находиться в поиске путей, которыми они могут способствовать структурным изменениям и сотрудничеству с частным сектором. Таким образом, промышленная политика является больше состоянием ума, нежели чем-либо другим".

Глобальные цепочки формирования стоимости. Процессы глобализации и либерализации международной торговли привели к изменению ситуации в мировой экономике. Теперь, отмечают специалисты Азиатского банка развития, объяснение того, где и как промышленные товары произведены, не является простой задачей - их проектирование, изготовление, распределение и обслуживание разделены на элементы, разбросанные по всему миру. Речь идет о системе международных производственно-распределительных отношений, получивших название "глобальные цепочки формирования стоимости" (global value chains - GVCs), в которых обычно более трудоемкие этапы процесса перенесены на территорию развивающихся стран. GVCs, являющиеся в настоящее время "ключевыми и устойчивыми структурными особенностями мировой экономики", формируют как новые возможности, так и новые угрозы. С одной стороны, участие в этих цепочках позволяет фирмам из разных стран (прежде всего, менее развитых) войти в глобальные производственные структуры, улучшить производственные процессы и продукты в соответствии со стандартами GVCs, подняться по технологической лестнице и получить широкий доступ на международные рынки. При этом, по некоторым оценкам, "выгоды от либерализации торговли, которая сопровождается созданием международных соглашений о цепочках поставщиков между фирмами в промышленно развитых и менее развитых странах, могут быть в 10-20 раз больше, чем от либерализации торговли самой по себе". А с другой стороны, чтобы успешно экспортировать, уже недостаточно эффективно производить конкурентоспособную продукцию: "Поставщики трудоемких товаров из развивающейся страны должны теперь не только преодолеть традиционные торговые барьеры, остающиеся высокими для некоторых статей экспорта из развивающихся стран, но еще и стать частью определенной торговой сети для того, чтобы экспорт состоялся".

Для успешного преодоления этих новых барьеров требуется особая промышленная политика.

Она заключается в том, что государство должно

) помогать предприятиям своей страны адаптироваться к уже действующим правилам GVCs - через информирование о том, какие альтернативные GVCs существуют и какие ключевые требования следует выполнить для участия в них, какие стандарты здесь применяются и что нужно сделать для их достижения, через организацию коллективных действий по созданию инфраструктуры, необходимой для выполнения логистических требований, и др.;

Перейти на страницу: 1 2 3

Другое по теме

Процесс монополизации в трансформационной экономике России
Происходящие процессы рыночного реформирования экономики России выдвигают в качестве одной из важнейших задач проблему становления эффективного конкурентно-монопольного механизма хозяйствования. Анализ современной экономики требует как тщательного изучения базовых тенденций ...

Разделы