Определение территориальных (географических) границ товарного рынка

Территориальные (географические) границы товарного рынка - территория, на которой покупатели приобретают или могут приобрести изучаемый товар (товары-заменители) и не имеют такой возможности за ее пределами.

Территориальные (географические) границы товарного рынка определенного товара (товарной группы) определяются путем установления минимальной территории, за границами которой с точки зрения потребителей товаров (товарных групп), относящихся к группе взаимозаменяемых, товаров (товарных групп), является невозможным или целесообразным.

Данные предприятия сотрудничают с «Вкусняш» г. Глобино, который является их поставщиком.

Схема 1

На территориальные границы рынка влияют транспортные расходы. Корректность определения территориальных границ товарного рынка проверяется исследованием открытости рынка. Степень открытости рынка

(далее - СОР) относительно межрегиональной торговли оценивается по показателю, который рассчитывается как процентное соотношение суммы общего объема ввоза товара на определенный рынок с территорией другого региона:

СОР = Qv /Qрт×100%, (3)

где Qv - объем товара, ввезенного на соответствующий рынок из-за границ данного рынка;рт - общий объем реализации товара на рынке, в определенных территориальных границах.

СОР = 170/780*100%=21,79% (г. Светловодск по реализации пирожного с орехом)

Соответственно СОР < 30% (21,79% < 30%), значит, территория корректно определена как территориальная граница рынка.

СОР = 468/820*100%=57,07% (г. Кременчуга по реализации пирожного с орехом)

Соответственно СОР > 30% (57,07% > 30%), значит, территориальные границы рынка нуждаются в дополнительном их исследовании относительно возможности существования рынка товара с такими территориальными границами, а также возможного расширения этих границ.

СОР = 520/695*100%=74,82% (г. Светловодска по реализации пирожного с изюмом)

Соответственно СОР > 30% (74,82% > 30%), значит, территориальные границы рынка нуждаются в дополнительном их исследовании относительно возможности существования рынка товара с такими территориальными границами, а также возможного расширения этих границ.

СОР = 214/805*100%=26,58% (г. Кременчуга по реализации пирожного с изюмом)

Соответственно СОР < 30% (26,58% < 30%), значит, территория корректно определена как территориальная граница рынка.

Рассмотрим перечень и характеристику субъектов рынка

Эффективность деятельности хозяйствующих субъектов на товарном рынке может свидетельствовать о рыночном потенциале лишь при условии долговременного сохранения максимальных размеров показателей эффективности (не менее 1 года).

Доля субъекта хозяйствования.

Данные субъектов хозяйствования на рынке показаны на схеме 2.

Схема 2

В моем случае объем товара (товарной группы), продаваемого (поставляемого, производимого) или приобретаемого (потребляемого, используемого) субъектом хозяйствования, определяется по формуле:

Р1= QА/ QРТ*100% , (4)

где Q РТ - объем рынка,А - объем товаров продаваемых (поставляемых, производимых) или приобретаемых (потребляемых, используемых) А-ым субъектом хозяйствования,

Р1 - доля субъекта хозяйствования на рынке.

А= Q1 - ∆Q -Q2- Q3 + Q4 , (5)

1 - объем производственного n-го товара (товарной группы) n - м субъектом хозяйствования;

∆Q - изменение объемов запасов n-го товара (товарной группы) у n-го субъекта хозяйствования в течении времени, составляющего временные границы рынка;2 - объемы n-го товара (товарной группы), используемые n-м субъектом хозяйствования в технологическом процессе собственного производства;3 - объемы вывоза (экспорта) n-го товара (товарной группы) за границы соответствующего рынка n - м субъектом хозяйствования;4 - объемы ввоза (импорта) n-го товара (товарной группы) в границы соответствующего рынка n - м субъектом хозяйствования;

Доля субъекта хозяйствования на рынке г. Светловодска ЧП «Паляниця» пирожного с орехомРТ = 820 шт.,1 - 400 шт.,

∆Q - 70 шт.,2 - 330 шт.,3 - 340 шт.,4 - 220 шт.,А - продаваемый товар.А = 400 - 70 - 330 - 340 + 220 = - 120. Отсюда следует г. Кременчуга что доля хозяйствования на рынке т.е. Р1= 1,2%

Р1 = 1,2\820*100%=0,146%

Доля субъекта хозяйствования на рынке ЧП «Хлебодар» пирожного орехом.РТ = 940 шт.,1 -260шт.,

∆Q - 47шт.,2 -200шт.,3 - 320шт.,4 - 250 шт.,А - продаваемый товар.А = 260-47+200-320+250=343. отсюда следует, то доля хозяйствования на рынке,т.е.Р1= 3,4%.

Перейти на страницу: 1 2

Другое по теме

Пути повышения рентабельности продукции в УП Минскинтеркапс
Показатель рентабельность необходимы для оценки экономической эффективности хозяйствования и использования ресурсов предприятия: чем выше рентабельность производства, тем больше возможностей осуществить научно-технический прогресс, всестороннюю интенсификацию производства, р ...

Разделы