Особенности правового регулирования деятельности коммерческих банков с драгоценными металлами

В случае неисполнения покупателем указанных условий договора субъекты добычи и производства вправе оставить в своем распоряжении не оплаченную по договорам продукцию, а также обратиться в установленном порядке за защитой своих имущественных прав в арбитражный суд. С другой стороны, неисполнение или ненадлежащее исполнение субъектами добычи и производства условий продажи (поставки) слитков государству является основанием для отзыва соответствующих лицензий.

Реализация аффинированных драгметаллов Гохраном осуществляется в соответствии с планами отпуска ценностей из Госфонда России, утверждаемыми Правительством РФ, в стоимостных объемах, устанавливаемых федеральным законом о бюджете. Эти планы принимаются ежегодно с указанием конкретных целей отпуска драгметаллов.

Драгметаллы из Госфонда России отпускаются специализированным предприятиям, изготавливающим необходимые потребителям полуфабрикаты и изделия по их заказам, либо непосредственно потребителям, располагающим соответствующей производственной базой. Отпуск ценностей из Госфонда России осуществляется после их предварительной оплаты. Отпуск ценностей с последующей оплатой может производиться только в случаях, установленных решениями Президента РФ или Правительства РФ, с обязательным заключением договоров с получателями, предусматривающих условия отпуска, сроки оплаты и соответствующие санкции в случае невыполнения договорных обязательств.

Аффинированные драгметаллы, не проданные в приоритетном порядке в Госфонд России и госфонды субъектов РФ, могут быть, по Закону о драгметаллах, реализованы субъектами их добычи и производства любым юридическим и физическим лицам, в том числе через биржи драгметаллов, а также использованы в качестве предмета залога. Представляется, данная норма сформулирована не слишком удачно. Словосочетание “в том числе” подразумевает наличие и иных путей для продажи металла “любым юридическим и физическим лицам”, помимо биржевого. Законодательством, однако, такие пути не предусмотрены.

Действующими нормативно-правовыми актами (Постановление N 756, Постановление Правительства РФ “О дополнительных мерах по развитию рынка драгоценных металлов и драгоценных камней в Российской Федерации” от 25 ноября 1995 г. N 1157) установлено, что субъекты добычи и производства вправе продавать (поставлять) аффинированные драгметаллы помимо названных госорганов только Банку России и специально уполномоченным банкам, т.е. коммерческим банкам, получившим лицензии на осуществление операций с драгметаллами. Под аффинированными драгметаллами при этом понимаются только стандартные или мерные слитки золота, серебра и платины, соответствующие отечественным государственным или международным стандартам качества, принятым Лондонской ассоциацией участников рынка драгоценных металлов (London Good Delivery). Соответствующие сделки купли-продажи подлежат обязательной регистрации в Гохране России.

Нужно отметить, что Банк России, как это следует из ст.48 Федерального закона “О Центральном банке Российской Федерации”, не может заключать сделки купли-продажи с субъектами добычи и производства напрямую. Согласно ст.45 и 46 того же Закона Банк России вправе покупать, хранить, продавать драгметаллы, предоставлять кредиты под обеспечение драгметаллами. По Постановлению N 756 Банк может осуществлять и любые другие сделки со слитками, не запрещенные законодательством. Контрагентами Банка России при этом являются исключительно кредитные организации.

ЦБ РФ жестко регламентирует условия совершения указанных сделок в своих нормативных актах. Посредником в сделке выступают Сбербанк России, Внешторгбанк и иные специально уполномоченные банки, отвечающие определенным требованиям. ЦБ РФ заключает с этими кредитными организациями договор поставки золота в резервы Банка России в соответствии с типовым образцом, а также соглашение о залоге, под который осуществляется авансирование. В качестве залога банки могут вносить иностранную валюту, драгметаллы, строго определенные государственные ценные бумаги, поручительства субъектов РФ и иные виды обеспечения, допускаемые по решению Совета директоров ЦБ РФ.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Другое по теме

Статистика кинематографа
Статистика культуры и искусства - отрасль социальной статистики, изучающая явления и процессы, характеризующие культурный уровень жизни народа, отражает деятельность в области культуры и искусства, поддающуюся количественному анализу. Деятельность в области культуры и и ...

Разделы