Этапы развития малого бизнеса в России

По мере формирования государства развивалось и предпринимательство. Купцы доставляли товары из далеких стран, поставляя в эти страны товары русских производителей. Основным экспортными товарами были меха, воск, мед, лен, кожа, пенька и др. Импорт составляли товары для роскоши знати: шелковые ткани, парча, бархат, благородные и цветные металлы и др. [13, c.33].

Долгое время предпринимательство осуществлялось в частном порядке, государство участвовало в этом процессе достаточно мало, отдавая все привилегии регулирования предпринимательства местным управителям. Однако, уже в VIII веке торговля и предпринимательство стали важной сферой хозяйственной деятельности. Рынок занимал центральное место в русском городе. Торговые люди успешно действовали на внутреннем рынке, а наиболее активные устремлялись за его пределы, так как важнейшим источником обогащения русского купечества являлась внешняя торговля.

Во время правления Петра I вся страна сделала значительный шаг вперед. Первое, с чего начал Петр свою государственную деятельность, было возвышение предпринимателей, усиление их социального престижа. Поощрялась всякая фабричная и заводская предприимчивость. С этой целью, в частности, хозяева фабрик и заводов освобождались от казенных городских служб и других повинностей, им предоставлялись безвозвратные субсидии и беспроцентные ссуды.

Несмотря на серьезные изменения и реформы, проведенные Петром I, дальнейшее развитие предпринимательства было достаточно вялым вплоть до XIX века.

Российская промышленность развивалась в данный период главным образом по линии вытеснения вотчинно-дворянской фабрики частнопредпринимательской промышленно - купеческой фабрикой, а затем за счет кустарных и мануфактурных предприятий. Российское законодательство в те годы выделяло такие организационные структуры предпринимательства, как единоличные фирмы, торговые дома и акционерно-паевые общества.

К концу XIX и началу XX века ведущую роль в промышленности Российской империи стали играть акционерные и паевые предпринимательские структуры. Цепь акционерных обществ - мобилизация широкого круга лиц. В паевых предпринимательских структурах, где капитал уже имелся, пайщики руководствовались мотивами расширения и развития дела, стремясь к ограничению круга пайщиков в целях сохранения решающей роли за прежними владельцами фирмы [13, c.42].

На рубеже XX века произошло вытеснение с лидирующих позиций мелкого и среднего предпринимательства крупными фирмами.

Период с октября 1917 года до начала 20-х годов можно назвать переломным моментом развития отечественного предпринимательства. Его особенностью было широкое вытеснение предпринимательства из экономической жизни. Такая политика вытекала из марксистских представлений о коммунистическом обществе.

Во всех сферах общественной жизни установилась государственная монополия. Была осуществлена национализация крупных промышленных предприятий, а через некоторое время и мелких частных предприятий. В сельском хозяйстве упор делался на уравнительный передел земли с последующим развитием крупных коллективных хозяйств. Начался период безраздельного господства административно - командной системы.

Новое зарождение малого предпринимательства в России берет свое начало с 80-х гг. после "застойного" периода. Тогда как партийные, комсомольские, производственно-хозяйственные объединения и научно-технические центры не рассматривались как отдельные субъекты производства, но, тем не менее, их деятельность послужила предпосылкой для развития малого бизнеса в России.

В конце 80-х годов произошли большие изменения в политической и социально-экономической сферах страны. У предприимчивых людей появилась возможность на легальной основе заниматься предпринимательской деятельностью.

В это же время появляются первые кооперативы и объединения предпринимателей, учрежден Союз менеджеров СССР, членами которого стали многие предприниматели.

Законодательства, которое способствовало бы регулированию деятельности предпринимателей, не было. Кооператоры сами защищали свои интересы, выступая перед чиновниками, с экранов телевизоров и т.д. Некоторые предприниматели баллотировались на выборы депутатов СССР и РСФСР.

Начали формироваться союзы предпринимателей в области сельского хозяйства, науки и торговой деятельности. В 1990 году был создан Российский союз совместного предпринимательства, а спустя год Аграрный союз. Позже появляются первые открытые акционерные общества.

Перейти на страницу: 1 2

Другое по теме

Принципы нормирования труда
Важнейшими социально-трудовыми показателями на отечественных предприятиях в условиях рыночных отношений являются обеспечение полной занятости трудовых ресурсов и высокой продуктивности труда, создание нормальных условий для работы персонала и повышение уровня оплаты труда, ...

Разделы