Государственное регулирование занятости населения

развитие системы адресно-ориентированной переподготовки кадров в соответствии с потребностями народного хозяйства и структурной перестройки экономики;

формирование мотивационных стимулов к труду, обеспечивающих экономическую независимость работников;

углубление и расширение системы социальной защиты безработных, других групп населения, нуждающихся в поддержке на рынке труда (пособия, льготы, общественные работы, квоты для определенных групп населения, профессиональная подготовка для впервые вышедших на рынок труда);

совершенствование налогообложения предприятий, создающих новые рабочие места [4, с. 87].

Наиболее важным условием действенного регулирования рынка труда является проведение эффективной политики занятости. В соответствии с рекомендациями Международной организации труда (МОТ) и нормативными актами о занятости населения при осуществлении государственной политики занятости необходимо руководствоваться следующими принципами:

обеспечение равных возможностей всем гражданам страны в реализации права на труд и свободный выбор занятости;

содействие продуктивной занятости. Общественно приемлемой работой может считаться лишь та, которая отвечает двум требованиям: приносит доход, обеспечивающий условия жизни, достойные человека; является экономически целесообразной и производительной;

добровольность труда, в соответствии с которой занятость основана на свободном волеизъявлении граждан;

содействие трудовой мобильности. Соблюдение этого принципа связано с развитием сложившейся системы общеобразовательной и профессиональной подготовки с учетом общих закономерностей динамики профессиональной структуры в эпоху НТР, новых требований к качествам работника в условиях рыночной экономики, а также с формированием в психологии людей ориентации на непрерывное совершенствование профессионального мастерства, поиск наиболее подходящей сферы для приложения своих способностей, готовность к переобучению в случае необходимости;

обеспечение социальной защиты в области занятости, проведение социальных мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

единство ответственности. Означает наличие четырех условий: координации деятельности в области занятости с другими направлениями экономической и социальной политики, включая социальное обеспечение, рост и распределение доходов, предупреждение инфляции; сочетание самостоятельности местных органов власти в обеспечении занятости с централизованными мероприятиями; участие профсоюзов и ассоциаций работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости во взаимодействии с органами государственного управления; межреспубликанское и международное сотрудничество в решении проблем занятости, включая профессиональную деятельность граждан за рубежом и трудовую деятельность иностранных граждан в стране [3, с. 140].

Государственные национальные и региональные программы занятости должны предусматривать:

содействие структурной перестройке экономики и создание условий для направления высвобождаемых работников в первую очередь на рентабельные производства и в развивающиеся отрасли;

совершенствование системы воспроизводства рабочей силы в увязке с развитием рабочих мест, подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации, профессиональной ориентацией населения, повышением эффективности использования трудовых ресурсов;

обеспечение занятости отдельных категории населения, трудоустройство которых затруднено;

повышение экономической заинтересованности предприятий и организаций в развитии рабочих мест, гибких форм занятости;

совершенствование организационной структуры государственной службы занятости, формирование ее материальной, кадровой, информационной, статистической, финансовой и научно-методической базы.

Важнейшим направлением является регулирование рынка труда. Оно осуществляется для обеспечения соответствия между спросом и предложением рабочей силы, как по объему, так и по структуре, т.е. для обеспечения его эффективной сбалансированности. Сбалансированность понимается в данном случае как динамичный процесс. Это значит, что в пределах определенного периода допустимы отклонения в сторону как дефицита, так и избытка рабочей силы. Критерием допустимости таких отклонений является отсутствие систематических долговременных значительных отклонений.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Другое по теме

Разработка бизнес-проекта - завода по производству древесноволокнистых плит средней плотности (MDF), на базе предприятия ООО Великие Луки - Мебель
Одна из наиболее перспективных и при этом надежных отраслей промышленности нашей страны - деревообработка. Это обусловлено в основном географией нашей страны, и огромным количеством лесных массивов на ее территории, а также возможностью российских лесов к самовозобновлению и по ...

Разделы