Скрытая и реальная безработица

На протяжении периода с 1995 года по 2011 год наблюдается снижение численности безработных (приложение 9). Если в 1995 году численность безработных составляла 131 тысячи человек, то уже в 2011 году она сократилась до 28,2 тысяч человек [14].

Таким образом, уровень зарегистрированной безработицы на конец ноября 2011 года составил 0,6 % от экономически активного населения. В конце ноября 2010 года показатель был близок к 0,7 %.

Такая динамика свидетельствует о приоритете национальной политики на рынке труда по сохранению занятости. Следует отметить, что службы занятости в кризисных условиях сработали как своеобразный фильтр, отслеживая ситуацию с безработными и нуждающимися в содействии в трудоустройстве, усилили акценты на заполнении имевшихся вакансий, обучении и переобучении безработных и скорейшем возвращении их на рабочие места.

Так, в 2010 году на учет было поставлено 287,9 тысяч граждан, обратившихся за помощью в трудоустройстве, из них признано безработными 33,1 тысяч человек. Трудоустроено в 2010 году 175,3 тысяч человек, в том числе 115,6 тысяч безработных, или 65,9 % от числа всех трудоустроенных.

Вместе с тем отдельные индикаторы белорусского рынка труда активно реагировали на вызовы мирового кризиса. Это, прежде всего, касается политики сокращения продолжительности рабочего времени и предоставления «административных» отпусков. В 2010 году 141,3 тысяч работников предприятий, или 4,1 % среднемесячной численности трудились в режиме вынужденной неполной занятости.

Общее количество неотработанного времени в 2010 году составило 1,4 миллионов человеко-дней (годом ранее - 2,8 миллионов человеко-дней), что равнозначно ежедневному невыходу на работу 7,5 тысяч человек (годом ранее - 22,2 тысяч человек). В сентябре 2010 года по сравнению с августом 2010 года численность работников, переведенных на работу с неполной рабочей неделей (днем), уменьшилась на 10,1 % до 10,2 тысяч человек, численность работников, которым были предоставлены отпуска по инициативе нанимателя, уменьшилась на 2,7% до 7,6 тысяч человек.

За этими показателями - скрытая безработица, уровень которой можно определить только косвенными методами, при помощи экспертных оценок на основании данных официальной статистики. Если учесть тех, кто обратился за статусом безработного, но не получил его, а также тех, кто работал неполное рабочее время (в эквиваленте ежедневного невыхода на работу в среднем за полугодие с корректировкой на среднюю продолжительность безработицы, то можно предположить, что скрытая безработица на рынке труда Беларуси в 2010 году находилась в пределах 4 %. Подобная оценка не претендует на точное отражение ситуации с безработицей, однако позволяет прогнозировать ситуацию в сфере занятости в случае реструктуризации предприятий и при возможном высвобождении работников.

В структуре безработных увеличивалась доля граждан с пониженной конкурентоспособностью на рынке труда. Это, прежде всего, женщины (53 % в общем объеме безработных) и молодежь в возрасте до 30 лет (42,4 %) - те социальные группы, которые наиболее уязвимы в кризисных ситуациях.

Отметим, что реализация мероприятий госпрограммы содействия занятости на 2010 год в какой-то мере позволила стабилизировать ситуацию на рынке труда в малых, средних городах, поселках и регионах республики с устойчиво высоким уровнем безработицы.

Мировой финансово-экономический кризис отразился на показателях занятости не системными изменениями, а точечными, ситуативными. Адаптационными мерами при этом стали приостановка найма, сокращение рабочего времени, «замораживание» роста зарплат. При благоприятной конъюнктуре рынка эти изменения возвращаются в исходное значение достаточно быстро. Кроме того, вероятно, что постепенно устранится дисбаланс между темпами роста зарплаты и темпами роста производительности труда.

Предприятия, находящиеся в кризисных условиях, пытаются лавировать и сохранить свой коллектив. Практикуется система длительных административных отпусков и использование частичной занятости. Фактически, сформировалась скрытая безработица, масштаб ее возрастает по мере свертывания производства. Квалифицированные работники из таких предприятий уходят, что ведет к снижению квалификационного уровня производственных коллективов. В связи с этим курс реформ встает перед проблемой цены, которую общество платит за них [28].

Таким образом, только целенаправленное активное повышение уровня занятости населения на действующих и на вновь создаваемых высокоэффективных наукоемких рабочих местах поможет белорусской экономике, дать простор развитию рыночных и социальных перспектив не на бумаге, а на деле. Следует реформировать службу занятости, что бы безработный, обращаясь в последнюю имел предложения о подходящей работе и нормальное пособие, неограниченное рядом условий.

Перейти на страницу: 1 2 

Другое по теме

Разработка комплекса мероприятий по повышению финансовой устойчивости сети копировальных центров ООО Копицентр
Цель работы - изучение теоретических и практических аспектов анализа финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия, а также разработка рекомендаций по укреплению финансовой устойчивости предприятия. Задачи, которые необходимо решить для достижения цели работы: ...

Разделы