Особенности лизинговых операций в России

Наиболее заметными сделками ОАО «ВТБ-Лизинг» в 2010 году стали поставка ОАО «ИСС» им. М. Ф. Решетнева оборудования для производства космических аппаратов (поставщик - SORALUCE S.Coop.), поставка ОАО «Сибирская угольная энергетическая компания» партии вагонов в оперативный лизинг.

Среди наиболее быстрорастущих компаний стоит отметить «Вектор-Лизинг», портфель которой увеличился почти в 7 раз (в частности, в результате покупки «НОМОС-Лизинга»). Также быстро росли ЛК «Феост» (+597%), «Гознак-лизинг» (+325%), Неолизинг (+256%), Соллерс-Финанс (+162%). На высокие темпы увеличения портфеля этих компаний оказал влияние и «эффект низкой базы». Среди крупных компаний высокие темпы роста портфеля продемонстрировали «ВЭБ-Лизинг» (+200%), «ТрансКредитЛизинг» (+150%), «ТрансФин-М» (+133%), Газпромбанк Лизинг (+102%), «Сбербанк Лизинг» (+98%).

Концентрация на рынке в прошедшем году снова усилилась: доля сделок крупнейшего лизингодателя в объеме нового бизнеса составила 14,66% (в 2009 году - 10,2%, в 2008 году - 6,48%), на 10 крупнейших компаний пришлось 62,4% новых сделок (в 2009 году - 50%).

Сумма сделок государственных лизинговых компаний (в том числе «дочек» госбанков) в 2010 году составила около половины объема нового бизнеса - 47,7% (в 2009 году - 25,4%, в 2008 году - 13,7%). Профиль лизинговых компаний по числу и объему сделок приведен в Приложении, рис.1.3.5.

Быстрый рост доли лизингодателей из госсектора, связан как с развитием государственных программ поддержки отдельных отраслей экономики (в частности транспортной отрасли через ГТЛК, судостроительной - через «ВЭБ-Лизинг»), так и со сменой топ-менеджмента в двух крупнейших лизинговых компаниях: «Сбербанк Лизинг» и «ВЭБ-Лизинг». Синергетический эффект от прихода амбициозных руководителей с опытом работы в частном лизинговом бизнесе и имеющейся масштабной и недорогой пассивной базы обусловил стремительный рост участия госкомпаний в новых сделках.

Несмотря на повышение концентрации сделок, на растущем рынке места пока хватает всем: конкурентные столкновения госкомпаний с частными лизингодателями пока случаются достаточно редко. Кроме того, в настоящее время рыночные ниши и целевые группы клиентов у госкомпаний и остальных лизингодателей зачастую различны.

Лизингодатели отмечают, что частные компании выигрывали в случаях, когда необходимы были оперативные решения и более гибкие условия. При этом безоговорочная победа государственных компаний была характерна для сделок, в которых важнейшим критерием был уровень удорожания предмета лизинга: имея фондирование зачастую в 2 раза более дешевое, госкомпании могут делать наиболее привлекательные по цене предложения. Выдержать конкуренцию по таким сделкам могут только компании, имеющие возможность финансировать проект за счет собственного капитала. Однако таких компаний в России крайне мало с учетом низкого уровня достаточности собственных средств в целом по рынку лизинга (средний уровень достаточности - около 12% на 01.01.2011г., по оценке «Эксперта РА» [24, стр.11]).

Несмотря на активизацию филиальных сетей лизингодателей, доля Москвы в структуре новых лизинговых сделок в 2010 году выросла с 28,7% до 38,4% . В географическом распределении сделок также увеличилась доля Северо-Западного ФО (с 1,9% до 2,3%), Уральского, Южного и Северо-Кавказского ФО. При этом снизилась доля Санкт-Петербурга (с 15,8% до 12,4%), Приволжского (с 10,24% до 8,4%), Сибирского и Дальневосточного федеральных округов (см. Приложение, рис.1.3.6).

Тройку лидеров по объему сделок в Москве за 2010 год составили компании «ВТБ-Лизинг», «ВЭБ-Лизинг» и «Сбербанк Лизинг». Суммарно данные компании обеспечили 50,4% новых сделок, приходящихся на столицу.

Сегментом - лидером по объему заключенных сделок остается железнодорожная техника: 39,1% в 2010 году (см. Приложение, рис. 1.3.7). Вторым по объему сегментом стала авиатехника, доля которой за год сократилась с 15,3% до 10,5%. Доля сегментов грузового и легкового автотранспорта составила 8,4% и 7,1% соответственно.

В сегменте железнодорожной техники лидером является компания «ВТБ-Лизинг» (75 млрд. рублей новых сделок). По итогам 2010 года сократились в объеме лишь 5 сегментов рынка по видам оборудования из 38, положительные темпы прироста наблюдались в 33 сегментах рынка (см. Приложение, табл.1.3.2). В 2009 году соотношение было зеркально противоположным: сокращение затронуло 33 сегмента рынка, и лишь 4 вида оборудования продемонстрировали рост.

Основными причинами, которые сдерживают развитие лизинговой отрасли в РФ, являются:

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Другое по теме

Потребление и сбережение в экономике
Взаимосвязь доходов, потребления, сбережения, которые охватывают производство, распределение, перераспределение и использование. Распределение доходов складывается на этапах формирования доходов владельцев производственных факторов. Персональное распределение номинальных до ...

Разделы