Особенности лизинговых операций в России

Несмотря на то, что по закону о лизинге в данный период не допускалось совмещение обязательств: лизингодателем и лизингополучателем по договору лизинга; кредитором и лизингополучателем предмета лизинга, данные схемы реализуются на дочерних и зависимых компаниях, принадлежащим субъектам лизинговой сделки. Таким образом, лизингодатель, кредитор и лизингополучатель экономят оборотные средства дочерних и зависимых компаний.

Однако с октября 1999 года замечается незначительный, но тем не менее заметный рост числа лизинговых сделок по г. Москве, заключенных по классической схеме финансового лизинга.

) На четвертом этапе (со 2-й половины 2000г. и до января 2002г.) отмечается постепенное возвращение к схеме использования раздельного финансового лизинга, наиболее популярного в большинстве стран мира (см. Приложение, Рис. 1.3.3). Данный факт свидетельствует о некотором потеплении инвестиционного климата в России и увеличении кредитного рейтинга страны в целом.

) На пятом этапе (с 01 января 2002г.) начинается новейшая история российского лизинга как одного из наиболее прогрессивных методов обновления основных фондов предприятий. В первую очередь это связано с относительной стабилизацией российской экономики, началом роста промышленного производства и изменениями в законодательных актах, регулирующих лизинговую деятельность на территории Российской Федерации.

Рынок лизинга по итогам 2010 года в России [24, стр.8-15]

Стремительный рост рынка лизинга в 2010 году уже трудно назвать просто восстановлением. Прирост новых сделок за год продемонстрировал предкризисную динамику, сопоставимую с 2007 годом, - сумма контрактов выросла в 2,3 раза по сравнению с 2009 годом (см. Приложение, рис.1.3.4).

Объем нового бизнеса в 2010 году составил 725 млрд. рублей (см. Приложение, табл. 1.3.1,), совокупный лизинговый портфель на 01.01.2011 увеличился до 1 180 млрд. рублей. Сумма стоимости оборудования по новым сделкам без учета НДС (методика Leaseurope) составила 450 млрд. рублей (11,11 млрд. евро).

Увеличение активности на рынке превзошло все прогнозы. В конце 2009 года участники рынка предполагали прирост на уровне 10-20%, по итогам 9 месяцев 2010 прогнозировалось увеличение нового бизнеса на 75-85%. Фактически же рынок вырос на 130%. Быстрый рост, был обусловлен стабилизацией финансового состояния лизингополучателей (что позволило лизингодателям точнее оценивать риски финансирования клиентов), смягчением критериев риск-менеджмента лизинговыми компаниями, а также агрессивной политикой лизингодателей с госучастием.

Можно предположить, что на увеличение объемов сделок повлияли и ожидания лизинговыми компаниями негативных законодательных новаций: возможно, некоторые компании стремились сформировать более значительный портфель, надеясь, что планируемые изменения налогового регулирования (в частности возможная отмена ускоренной амортизации) не будут иметь обратной силы.

Заметными событиями 2010 года стали расширение лизингодателями филиальных сетей (в частности, значительное число филиалов было открыто компаниями «Сбербанк Лизинг» и «ВЭБ-Лизинг»), а также сделки слияний и поглощений. Среди крупнейших сделок M&A - покупка ЗАО «Сбербанк Лизинг» компании «Лайн Лизинг Групп» и приобретение концерном Сименс компании «ДельтаЛизинг».

Тройка лидеров рынка по объему новых сделок в 2010 году: «ВЭБ-Лизинг», «Сбербанк Лизинг» и «ВТБ-Лизинг». В сумме на данные компании пришлось 41,1% объема новых сделок.

Наибольший объем контрактов (106,3 млрд рублей) был заключен ОАО «ВЭБ-Лизинг». Компания продемонстрировала более чем трехкратный рост объема нового бизнеса по сравнению с прошлым годом. Следуя стратегическим целям, утвержденным акционером, компания успешно развивает как корпоративное, так и розничное направление. В 2010 году ОАО «ВЭБ-лизинг» заключило одну из самых крупных сделок на российском лизинговом рынке - контракт в пользу ОАО «Совкомфлот» на предоставление в лизинг арктических танкеров для перевозки нефти. Танкеры проекта Р-70046 являются крупнейшими судами, которые когда-либо строились на «Адмиралтейских верфях», и одними из крупнейших в мире строящихся на наклонном стапеле. В сфере малого и среднего бизнеса компания провела масштабную работу по организации и расширению филиальной сети: в 2010 году были открыты 53 подразделения практически во всех крупных региональных центрах России.

«Сбербанк Лизинг» также активно развивал филиальную сеть во всех федеральных округах РФ и, кроме того, создал дочерние компании в Казахстане, Украине и Белоруссии. Наиболее крупными сделками компании стали инвестиционный проект с ОАО «Щекиноазот» по строительству водородной установки (сумма инвестиций «Сбербанк Лизинг» - 39,5 млн. евро); контракты по авиатехнике с авиакомпаниями: «ЮТэйр», «Якутия», «Полет», «Трансаэро»; поставка автосамосвалов БелАЗ для ОАО «Мечел» (более 2 млрд. рублей). Собственный парк грузового подвижного состава компании составил более 34 тыс. единиц железнодорожной техники.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Другое по теме

Разработка бизнес-проекта - завода по производству древесноволокнистых плит средней плотности (MDF), на базе предприятия ООО Великие Луки - Мебель
Одна из наиболее перспективных и при этом надежных отраслей промышленности нашей страны - деревообработка. Это обусловлено в основном географией нашей страны, и огромным количеством лесных массивов на ее территории, а также возможностью российских лесов к самовозобновлению и по ...

Разделы