Особенности лизинговых операций в России

Законодательная база лизинга в РФ

Началом правового регулирования лизинга в России можно считать 1994 год, когда был принят Указ Президента РФ 07 17.09.94г. № 1929 «О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности»[5], несмотря на то, что Оттавская конвенция о международном финансовом лизинге 1988 года (Конвенция УНИДРУА) [6] разрабатывалась с участием представителей СССР. И хотя данный указ не содержит норм, направленных на непосредственное урегулирование правоотношений, связанных с лизингом имущества, а лишь поручает Правительству РФ разработать и в месячный срок утвердить Временное положение о лизинге, нужно отдать ему должное как первому правовому акту в области лизинга в России, имеющему важное значение в правовом регулировании отношений в сфере лизинга имущества, а также присоединении России к Конвенции УНИДРУА.

Следующим значительным шагом в развитии правового регулирования лизинга явилось Постановление Правительства РФ от 29 июня 1995 г. № 633 «О развитии лизинга в инвестиционной деятельности» и утверждённое им «Временное положение о лизинге», в котором была несколько скорректирована позиция, содержащаяся в Указе от 17 сентября 1994г. № 1929, относительно понятия «лизинг» в сторону договорной природы лизинговых отношений. Также во Временном положении были определены объекты и субъекты лизинга, основные признаки договора лизинга. Временным положением было скорректировано и другое положение Указа № 1929, согласно которому лизинговые организации могли создаваться только как акционерные общества. Временное положение разрешило лизинговым организациям создаваться и в других организационно-правовых формах.

Следующим шагом Правительства РФ в деле регулирования лизинговых правоотношений было утверждение «Положения о лицензировании лизинговой деятельности в Российской Федерации (Постановление правительства РФ от 26 февраля 1996г. № 167). В отличие от ранее действовавшего Положения, во вновь утверждённом Положении существовали некоторые различия в порядке лицензирования резидентов - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность без образования юридического лица и нерезидентов. Осуществляло лицензирование лизинговой деятельности Министерство экономического развития и торговли РФ. Лицензионными требованиями являлось соблюдение законодательства и осуществление деятельности в качестве лизингодателя на основании договора лизинга. Положение содержало перечень необходимых документов, порядок оформления и переоформления лицензии, указывало срок действия лицензии - не более 5 лет, основания аннулирования лицензии, приостановления её действия, другие положения.

После введения в действие с 01 марта 1996г. Части II Гражданского кодекса РФ [1], содержащую в Главе 34 параграф 6 «Финансовая аренда (лизинг)» вышеназванные нормативные акты о лизинге сохранили своё действие лишь в части, не противоречащей параграфам 1 и 6 Главы 34 ГК РФ.

Постановления правительства РФ по различным вопросам лизинговой деятельности продолжали издаваться и после принятия Части II Гражданского кодекса РФ, однако они носили организационный характер и не содержали положений, направленных на позитивное регулирование договора лизинга. Иллюстрацией к сказанному могут служить, в частности, Постановление Правительства от 21 июля 1996г. № 915 «О мероприятиях по развитию лизинга в РФ на 1997-2000 годы» [3]. Данным Постановлением предусмотрены: подготовка предложений о снижении ставок таможенных пошлин; разработка методических указаний по проведению международных лизинговых операций; решение вопросов, связанных с созданием ассоциаций лизинговых компаний, инвестиционного лизингового консорциума коммерческих банков и т.п.

Несколько иной характер носило Постановление Правительства РФ от 03 сентября 1998г. № 1020, которым утверждён «Порядок предоставления государственных гарантий на осуществление лизинговых операций» [4]. Основной целью предоставления государственных гарантий является стимулирование, более широкое привлечение частных инвестиций в сфере финансового лизинга как формы инвестиционной деятельности.

Хотя ГК РФ не предусматривает принятие каких-либо иных федеральных законов и других правовых актов, направленных на регулирование договора лизинга, однако Государственной Думой Федерального Собрания РФ 11 сентября 1998г. был принят Федеральный закон «О лизинге», который впоследствии был одобрен Советом Федерации 14 октября 1998г. и подписан Президентом РФ 29 октября 1998г.[2].

Целями настоящего Федерального закона являются:

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Другое по теме

Пути повышения рентабельности продукции в УП Минскинтеркапс
Показатель рентабельность необходимы для оценки экономической эффективности хозяйствования и использования ресурсов предприятия: чем выше рентабельность производства, тем больше возможностей осуществить научно-технический прогресс, всестороннюю интенсификацию производства, р ...

Разделы