Становление института банкротства в России
распространенность практики использования процедур банкротства для захвата (перехвата) управления предприятием, для вывода наиболее привлекательных активов в интересах отдельных кредиторов;
неразвитость механизмов ответственности арбитражных управляющих;
уточнение статуса саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, условий членства, гарантийных фондов;
отсутствие разумных особых механизмов банкротства предприятий оборонно-промышленного комплекса и естественных монополий;
вопрос о полном отстранении арбитражного суда (который не несет ответственности) от каких-либо решений о выборе и квалификации арбитражного управляющего и решений (одобрения решений) в отношении активов предприятия;
вопрос об исключении процедур «внешнего управления» и «финансового оздоровления» в принципе.
Однако представления о возможных способах решения вышеперечисленных проблем оказались во многих случаях прямо проивоположными. Говорить о сколько-нибудь единой позиции государственных органов по трансформации регулирования несостоятельности не приходилось. Отметим, что позиция некоторых ведомств претерпевала в течение прошедших лет кардинальные изменения.
Острота дискуссии вокруг нового - уже третьего - закона о банкротстве была связана, прежде всего, с недостатками данного закона (как и любого иного) в общем институциональном контексте проблем коррупции, передела собственности, произвола и некомпетентности со стороны различных государственных структур.
Итак, в соответствии с ФЗ №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 года: «несостоятельность (банкротство) - это признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей».
Новый федеральный закон содержит следующие принципиальные новации:
усиление защиты прав и законных интересов кредиторов;
расширение круга прав добросовестных собственников (учредителей, участников) предприятия-должника, а также усиление защиты их интересов в процедурах банкротства;
защита добросовестных участников процедур банкротства от недобросовестных действий иных лиц;
изменение статуса арбитражного управляющего;
изменение статуса государственных органов, участвующих в процедуре банкротства;
введение новой процедуры банкротства, применяемой к должнику в целях восстановления платежеспособности и погашения долга (финансовое оздоровление).
В настоящее время задача механизма банкротства заключается в сохранении предприятия и собственности его владельца путем изменения системы управления предприятием, предоставления отсрочки и рассрочки платежа. Государство и общество заинтересованы не в ликвидации предприятия-должника, а в восстановлении его платежеспособности посредством специальных процедур, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве).
банкротство предприятие законодательство
Таблица 1 - Этапы становления института банкротства в современной России
Этапы развития |
Год |
Законодательство |
1. Дореволюционный |
1740 |
«Банкротский Устав» |
|
1800 |
«Устав о банкротах» |
|
1832 |
«Устав о торговой несостоятельности» |
|
1905 |
«Устав Судопроизводства Торгового» (не только физическое, но и юридическое лицо может быть объявлено несостоятельным) |
2. Советский |
1922 |
Нормы о несостоятельности были включены в Гражданский кодекс РСФСР, был введен раздел, посвященный регламентированию процедур несостоятельности |
|
1927 |
Нормы о несостоятельности были включены в Гражданско-процессуальный кодекс |
3. Современный |
14 июня 1992 |
Указом Президента РФ № 623 «О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротов) и применении к ним специальных процедур» |
|
19 ноября 1992 |
Первый послереволюционный Закон «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» (не доработанный, множество Указов Президента и Постановления правительства) |
|
8 января 1998 |
Федеральный закон Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве)» |
|
26 октября 2002 |
Федерального закона № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» |
Перейти на страницу:
1 2 3 4
Другое по теме
Промышленная политика
Тема контрольной работы "Промышленная политика" по
дисциплине "Экономическая теория".
На момент распада СССР и образования Украины как независимого
государства индустриальный сектор занимал в ее экономике лидирующие позиции. В
промышленности были ...