О несостоятельности (банкротстве) предприятий

В условиях рыночных преобразований, проводимых в отечественной экономической системе, особую актуальность приобретают разработка новых и повышение эффективности предусмотренных действующим законодательством инструментов гражданско-правовой защиты отношений, складывающихся в сфере экономической деятельности в целом, и отношений в сфере несостоятельности (банкротстве), в частности.

На протяжении последних восемнадцати лет развития рыночных отношений в России принят третий по счету закон о несостоятельности (банкротстве), что обусловлено такими причинами, как переход с плановой экономики на рыночную, появление новых организационно-правовых форм юридических лиц, новейших экономико-финансовых институтов. Поскольку законодательство в данной сфере является сравнительно новым, его развитие происходит достаточно динамично, по мере возникновения проблем и правовых коллизий.

Модернизация плановой экономики, интенсивное развитие экономических отношений и предпринимательской деятельности, а также становление института частной собственности на этапе перехода России к рыночной экономике в начале 90-х годов прошлого века заставили по-новому взглянуть на проблему регулирования отношений хозяйствующих субъектов с использованием механизмов несостоятельности (банкротства) и обусловили необходимость переработки старой и создания новой, более эффективной законодательной базы, способствующей безболезненному переходу от плановой к рыночной экономике и направленной на защиту интересов участников экономического оборота от последствий систематического неисполнения обязательств. Принятый в 1992 г. Закон РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» стал своеобразным «санитаром» экономики, устраняющим формально существующие, но фактически не работающие юридические лица. По признакам возбуждения дел о несостоятельности (банкротства) с учетом использования критерия неоплатности данный Закон о банкротстве можно отнести к законам с «продолжниковым» уклоном.

В ходе практического применения этого Закона он все чаще подвергался критике, преимущественно обоснованной, которая ассоциировалась с имевшими место фактами банкротств крупных, экономически и социально значимых предприятий и организаций, в том числе стратегических и градообразующих, а также увеличения границ использования процедур несостоятельности (банкротства) в недобросовестных целях, нарушения интересов государства как собственника и кредитора.

В связи с этим возникла необходимость в изменениях Закона о банкротстве 1992 г., что повлекло принятие в 1998 г. нового Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)». Установленный для возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) в данном законе критерий неплатежеспособности не сумел в полном объеме обеспечить равную защиту прав и интересов всех субъектов гражданского оборота в области отношений несостоятельности (банкротства). Закон о банкротстве 1998 г. в большей степени был направлен на обеспечение интересов кредиторов, в связи с чем в научно-публицистической литературе получил название «прокредиторский».

Учитывая определенный практический опыт применения предыдущих законов о несостоятельности (банкротстве) 1992 г. и 1998 г., принятый в 2002 г. Закон о несостоятельности (банкротстве) является следующим этапом развития института несостоятельности (банкротства), направленным на оздоровление экономики. В связи с введением процедуры финансового оздоровления новым законом представилась дополнительная возможность для восстановления юридических лиц - должников, стабилизации платежеспособности и фактического выхода из критического состояния банкротства.

Как известно, процесс развития нормативной правовой базы институциализации процедур банкротства непосредственно связан с процессом совершенствования гражданского законодательства, а также формированием экономических отношений, в том числе с совершенствованием механизмов рыночной экономики.

Перейти на страницу: 1 2

Другое по теме

Прибыль организации
Одним из основных показателей финансовых результатов деятельности предприятия является прибыль. Реализуя свою продукцию, соизмеряя полученную выручку и с затратами на производство и реализацию продукции, предприятие получает прибыль, которая характеризует степень соответств ...

Разделы