Рыночная власть и ее измерение с помощью индекса Лернера
В рыночной экономике всегда существует конкуренция между производителями товаров и услуг. Это является одной из важнейших ее черт. В рыночной среде, как правило, сталкиваются экономические интересы разных предприятий. Следовательно, когда фирма начинает функционировать и планировать объем выпуска и цену продукции, ей необходимо изучить особенности конкурентной среды.
Введем понятие рыночной структуры. Под рыночной структурой понимают совокупность специфических признаков, которые отражают осо бенности организации и функционирования того или иного от раслевого рынка.
Принято выделять четыре основные рыночные структуры:
. Совершенная конкуренция
. Монополия
. Монополистическая конкуренция
. Олигополия
Понятие рыночной структуры отражает все ас пекты рыночной среды, в рамках которой действует любая фирма. Такими аспектами являются:
. Количество фирм в отрасли, от которого будет зависеть возможность отдельной фирмы влиять на равновесное состояние рынка.
. Контроль отдельной фирмы над рыночной ценой, большая степень которого характеризуется меньшим количеством конкурентов на рынке.
. Характер реализуемой продукции (стандартизированный или дифференцируемый товар). Чем выше степень неоднородности отраслевой продукции, тем больше существует возможностей оказать воздействие на цену товара, который эта фирма производит.
. Условия вступления в отрасль, то есть присутствие или отсутствие барьеров для входа в отрасль или выхода из нее. Если барьеры существуют, то это будет препятствовать вхождению на рынок новых фирм, и, как следствие, развитию конкуренции на данном отраслевом рынке.
. Уровень доступности экономической информации.
. Наличие неценовой конкуренции, которая имеет место только в ситуации дифференцируемого отраслевого продукта.
Все указанные черты определяют характер ценообразования. Характерные признаки четырех базовых рыночных структур можно представить в виде табл. 1:
Таблица 1. Типы рыночных структур
Характеристика |
Типы рыночных структур |
|
Совершенная конкуренция |
Несовершенная конкуренция |
| |
Монополистическая конкуренция |
Олигополия |
Чистая монополия |
Число фирм |
Очень много |
Много |
Несколько |
Одна |
Контроль над рыночной ценой |
Отсутствует |
В узких рамках |
Ограниченный Искл.: сговор, картелизация отрасли |
Значительный |
Характер продукции |
Стандарт. |
Дифференц. |
Дифференц. или стандарт. |
Уникальный |
Условия входа в отрасль |
Отсутствуют |
Сравнительно легкие |
Вход в отрасль блокирован |
Наличие неценовой конкуренции |
Отсутствует |
Главный резерв для получения выручки и экон. прибыли |
Типична |
Нетипична |
Доступность экономической информации |
Полная доступность |
Частичная доступность |
Существенные ограничения |
Недоступна |
Перейти на страницу:
1 2 3
Другое по теме
Разработка программы внедрения инновационных технологий для ремонта и содержания дорожных покрытий в дорожно-эксплуатационных объединениях на примере ГП КрайДЭО
Дорожное хозяйство представляет собой один из крупнейших сегментов
общественного достояния России.
Важную роль играют автомобильные дороги в решении социальных
задач, реализации приоритетных национальных проектов.
Целью курсового проекта является разработка программы в ...