Рыночная власть и ее измерение с помощью индекса Лернера

В рыночной экономике всегда существует конкуренция между производителями товаров и услуг. Это является одной из важнейших ее черт. В рыночной среде, как правило, сталкиваются экономические интересы разных предприятий. Следовательно, когда фирма начинает функционировать и планировать объем выпуска и цену продукции, ей необходимо изучить особенности конкурентной среды.

Введем понятие рыночной структуры. Под рыночной структурой понимают совокупность специфических признаков, которые отражают осо бенности организации и функционирования того или иного от раслевого рынка.

Принято выделять четыре основные рыночные структуры:

. Совершенная конкуренция

. Монополия

. Монополистическая конкуренция

. Олигополия

Понятие рыночной структуры отражает все ас пекты рыночной среды, в рамках которой действует любая фирма. Такими аспектами являются:

. Количество фирм в отрасли, от которого будет зависеть возможность отдельной фирмы влиять на равновесное состояние рынка.

. Контроль отдельной фирмы над рыночной ценой, большая степень которого характеризуется меньшим количеством конкурентов на рынке.

. Характер реализуемой продукции (стандартизированный или дифференцируемый товар). Чем выше степень неоднородности отраслевой продукции, тем больше существует возможностей оказать воздействие на цену товара, который эта фирма производит.

. Условия вступления в отрасль, то есть присутствие или отсутствие барьеров для входа в отрасль или выхода из нее. Если барьеры существуют, то это будет препятствовать вхождению на рынок новых фирм, и, как следствие, развитию конкуренции на данном отраслевом рынке.

. Уровень доступности экономической информации.

. Наличие неценовой конкуренции, которая имеет место только в ситуации дифференцируемого отраслевого продукта.

Все указанные черты определяют характер ценообразования. Характерные признаки четырех базовых рыночных структур можно представить в виде табл. 1:

Таблица 1. Типы рыночных структур

Характеристика

Типы рыночных структур

Совершенная конкуренция

Несовершенная конкуренция

Монополистическая конкуренция

Олигополия

Чистая монополия

Число фирм

Очень много

Много

Несколько

Одна

Контроль над рыночной ценой

Отсутствует

В узких рамках

Ограниченный Искл.: сговор, картелизация отрасли

Значительный

Характер продукции

Стандарт.

Дифференц.

Дифференц. или стандарт.

Уникальный

Условия входа в отрасль

Отсутствуют

Сравнительно легкие

Вход в отрасль блокирован

Наличие неценовой конкуренции

Отсутствует

Главный резерв для получения выручки и экон. прибыли

Типична

Нетипична

Доступность экономической информации

Полная доступность

Частичная доступность

Существенные ограничения

Недоступна

Перейти на страницу: 1 2 3

Другое по теме

Проблемы развития малого бизнеса в Костромской области
В настоящее время проблема развития малого бизнеса является актуальной, вследствие того, что малый бизнес - это существенная составляющая цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма. Этот предпринимательский уклад придает ...

Разделы