Виды франчайзинга

В настоящее время франчайзинг - достаточно разветвленное направление деятельности. Существует несколько классификаций франчайзинга по которым могут работать крупный и малый бизнес взаимодействуя между собой. Выделяют: товарный, производственный, сервисный франчайзинг, франчайзинг бизнес - формата при которых приобретается соответствующая франшиза, то есть результат сотрудничества, при котором предприниматели продают на рынке товары или услуги известной фирмы на основе лицензии, дочерний и конверсионный франчайзинг. При товарном франчайзинге франчайзи осуществляет продажу товаров, производимых франчайзером, под его товарным знаком и, по сути, является составным элементом контролируемой франчайзером системы сбыта. Основным условием данной сделки является обязательства франчайзи закупать продукцию только у своего франчайзера. При производственном франчайзинге франчайзи производит продукцию под торговой маркой франчайзера, используя для этого запатентованную им технологию и поставляемые франчайзером сырье и материалы. Франчайзи встраивается в производственный цикл крупной компании, соблюдая все требования по технологии и качеству продукции, уровню классификации персонала. В качестве примера отрасли, в рамках которой применение данной схемы позволило достигнуть высоких результатов можно привести производство компаний "Coca-colа" и " Pepsi". Благодаря франшизе компании получили возможность централизованно производить специальные концентраты, обеспечивая ими конечных производителей - франчайзи. Сервисный франчайзинг распространен в сфере услуг. Здесь франчайзи получает право осуществлять определенный вид деятельности под торговой маркой франчайзера.

Франчайзинг бизнес - формата предусматривает передачу франчайзи технологии организации и ведения бизнеса. Он полностью идентифицируется с франчайзером и становится элементом общей коммерческой системы. При этом франчайзер может быть предприятием - производителем, оптовым или розничным торговцем или оказывать услуги.[2, с. 528] Основным требованием при выборе данной формы является то, чтобы все предприятия, входящие в систему, работали по единой методологии, в едином стиле и соблюдали внутрисистемные интересы.

Для потенциальных франчайзи этот вид франчайзинга является наиболее привлекательным, Данная схема ведения бизнеса позволяет избежать огромного количества рисков, с которыми можно столкнуться при организации бизнеса, так как дает возможность доступа к концепции и системе организации бизнеса франчайзера. Кроме того, франчайзи проходит обучение всем аспектам управления данным бизнесом. Дочерний франчайзинг является сравнительно новым и быстро развивающимся типом и предполагает организацию независимого бизнеса под “патронажем” франчайзера. Конверсионный франчайзинг начал развиваться с появлением в начале 70-х годов франчайзинговых программ по брокерским операциям с недвижимостью, а затем его в определенной мере использовали в ряде других услуг (финансовых, оформлении интерьеров, бухгалтерской отчетности). Конверсионный франчайзинг использует селективную систему сбыта, которая характеризуется тем, что продукция продается только предприятиям, работающим по системе франчайзинга. [3 c. 55]

Следовательно, при создании франчайзинговой системы ее тип определяется исходя из рыночной ситуации, вида деятельности и стратегической цели фирмы. Например, на быстрорастущем рынке фирме с сильной конкурентной позицией целесообразнее всего использовать торговый франчайзинг, создавая дилерскую сеть, но сохраняя при этом жесткий контроль над рынком. Если при ведении бизнеса очень важным оказывается соблюдение технологии и единых методов работы всеми участниками сети, то лучше всего создавать франчайзинговую систему бизнес - формата. На рынках, где работают много мелких и средних фирм, которым нет большого смысла сливаться (нет экономии на масштабах, обслуживаются небольшие изолированные местные рынки), можно эффективно использовать конверсионный франчайзинг, при котором в значительной степени сохраняется независимость предприятия.

Другое по теме

Проблемные аспекты управления промышленным предприятием в кризисной ситуации
Антикризисное управление стало одним из самых «популярных» терминов в деловой жизни России. В одних случаях под ним понимают управление фирмой в условиях общего кризиса экономики, в других - управление фирмой, в преддверии банкротства, третьи же связывают понятие антикризисн ...

Разделы