Особенности приватизации в России

Приватизация в России - приватизация, схема перевода государственной собственности России под контроль конкретных людей, которые осуществлялись в Р.Ф. с начала 1990-х годов (после распада СССР) и сопровождался только насилием, коррупцией и разгулом преступности. Приватизацию часто связывают с именами Е. Т. Гайдара и А. Б. Чубайса, которые занимали в ту эпоху лидирующие места в управлении государством. Вывод приватизации такой, что большая часть государственной собственности России перешла в частную собственность.

Основным экономическим вопросом приватизации было увеличение качества экономики за счет рождения института частной собственности на возможности воспроизводства. В то время как в конкретных отраслях экономики (обслуживание, торговля) этот вопрос был достаточно оперативно решен, в промышленности и сельском хозяйстве желаемый результат достигался гораздо медлительнее, часто из-за того, что приватизированные фирмы перерастали в имущество трудовых сообществ, другими словами под контроль - а в дальнейшем развитии и в собственность - их начальников. (Приложение Г)

Ваучерная приватизация

- Приватизационный чек (ваучер) эпохи приватизации в России

Ваучерная приватизация проходила в 1992-1994 гг. До неё были законодательные акты Верховного Совета РСФСР, которые были принят летом 1991 года, предусматривающие выкуп государственных фирм и их преобразование в акционерные сообщества. Для порядка приватизации был принят закон «Об именных приватизационных счетах и вкладах в РСФСР», согласно которому любой гражданин страны имел личный приватизационный счет, в который обязаны зачисляться деньги, который предназначены для оплаты приватизируемой государственной собственности. Закон не разрешал продажу приватизационных вкладов различным людям. Данный закон, всё же, не был осуществлен, и вместо него была проделана ваучерная приватизация.

Ваучерная приватизация была, мягко говоря, не идеальна. Формат приватизации являлся по большому счёту выводом компромиссов между Правительством и Верховным советом, с учетом принятых в разные эпохи нормативных актов и интересов разных лоббистских коллективов. Например, Е. Гайдар и А. Чубайс поначалу не были сторонниками ваучерной приватизации, они предлагали воздержаться от нее в пользу медленной приватизации за деньги. Всё же, закон РСФСР «О приватизации государственных и муниципальных предприятий» от 3 июня 1991 года предусматривал приватизацию с пользованием приватизационных личных номеров. Минусом данного решения была его взяточническая слабость: с учетом преимущественного обязанностей работников фирм на выкуп их акций, директора, которые используют пресс на работников поимели бы огромные перспективы для захвата контроля над фирмами. В виде идеала между позицией Верховного Совета и Правительства, чеки были анонимизированы (что приближало приватизацию к рыночной схеме), обязанности трудовых групп на преимущественный выкуп акций остаётся.

Летом 1992 г. были введены ваучеры (приватизационные чеки), раздававшиеся населению за деньги. За каждый ваучер обязательно надо было заплатить 25 руб., неважно, кто был получателем ваучера взрослый человек или ребёнок. Номинальная стоимость ваучера составляла 10 тысяч рублей. Собственность фирм государства было оценено в 1400 миллиардов руб., и на данную сумму были созданы ваучеры. По мнению главы Госкомимущества Чубайса, который руководил приватизацией, один ваучер был равен стоимости двум автомобилям «Волга». Важен факт, что приобрести эти автомобили в обмен на ваучер было невозможно.

Реальная рыночная стоимость пакета акций, полученную в обмен на один ваучер, колебалась в огромных пределах в зависимости от компании, чьи акции приобретались в обмен на ваучер, а также от области, где это происходило. Так, в Нижегородском регионе один ваучер реально обменять в 1994 г. на 2000 акций РАО «Газпром» (их рыночная стоимость в 2008 г. составила порядка 700 тыс. рублей), в Московской области - на 700 акций Газпрома (в 2008 г. - порядка 245 тыс. рублей), а в г. Москве - на 50 акций Газпрома (17 тыс. руб. в 2008 г.) За один ваучер можно было также получить 7 акций Торгового дома «ГУМ» (менее 100 руб. в 2008 г.)

Министр экономики, который не занимает уже эту должность, экономист Андрей Нечаев прокомментировал ваучерный принцип:

С позиции применявшегося принципа приватизации номинал ваучера не имел никакой стоимости. Ваучер давал лишь право что-то приобрести при приватизации. Адекватная его стоимость зависела от конкретного приватизационного случая на конкретной фирме. В каких-то местах на ваучер можно было получить 3 акции, а где-то - 300. В этом смысле на нем реально было написать и 1 рубль, и 100 тысяч рублей, что не изменило бы его покупательную способность ни на йоту. Я считаю, что идея снабдить данную ценную бумагу номиналом принадлежала Верховному совету. Чтобы дать номиналу хотя бы небольшую адекватную базу, приняли решение привязать его к стоимости базовых фондов на индивида.

Перейти на страницу: 1 2

Другое по теме

Пути повышения рентабельности продукции в УП Минскинтеркапс
Показатель рентабельность необходимы для оценки экономической эффективности хозяйствования и использования ресурсов предприятия: чем выше рентабельность производства, тем больше возможностей осуществить научно-технический прогресс, всестороннюю интенсификацию производства, р ...

Разделы