Динамика потребительских цен

По сравнению с прошлым годом потребительские цены на молоко и молочную продукцию выросли, хотя рост был менее значительным, чем рост оптовых цен. В среднем за второй квартал этого года потребительские цены выросли на 10-15%, хотя на некоторые продукты увеличение цен достигло 20-25% (цены на масло сливочное отечественное выросли на 23,6%, при том, что оптовые цены выросли на 25,6%; рост цен на молоко сухое цельное составил 15,2% при увеличении оптовых цен на 23,5%). Наименьшими темпами роста характеризуются цены на молоко сухое обезжиренное (3,8% по сравнению с маем прошлого года) и импортные сыры (5,5%).

предложение эластичность спрос

Таблица 3.5 - Средние потребительские цены на молочные продукты в II квартале 2011 года

Источник: Росстат

Динамика потребительских цен на масло сливочное отечественное за апрель-май, как и за всю первую половину 2011 года показывает стабильное, хотя и медленное, увеличение цен.

Исходя из тенденций прошлого года, летом цены на масло сливочное отечественное продолжали медленно расти. Цены на масло сливочное импортное к апрелю выросли на 2.5% по сравнению с мартом, в мае практически не изменились.

Рисунок 3.8 - Динамика среднемесячных потребительских цен на масло сливочное (по данным ФГБУ «Спеццентручет в АПК»)

Такой же стабильный, хотя и чуть более медленный рост показывают потребительские цены на молоко разливное в начале квартала. По сравнению с мартом, цены увеличились на 1.6%. К июлю, однако, цены за 1 кг. снизились на почти на 1 рубль.

Рисунок 3.9 - Динамика средних потребительских цен на молоко разливное в 2010 - 2011 гг. (по данным ФГБУ «Спеццентручет в АПК»)

После небольшого повышения в первом квартале 2011 года, потребительские цены на молоко в пакетах показывали тенденцию к стабилизации и небольшому снижению к летнему периоду. Повышение оптовых цен на молоко в пакетах 2,5% жирности в апреле сказалось и на потребительских ценах, которые в апреле составили 35,03 руб. за кг. В мае цены установились на отметке в 35,.4 руб. за кг. на молоко 3.2% жирности и 34,5 руб. за кг. на молоко 2,5% жирности.

Рисунок 3.10 - Динамика средних потребительских цен на молоко в 2010 - 2011 гг. (по данным ФГБУ «Спеццентручет в АПК»)

Динамика потребительских цен на молоко сухое цельное и обезжиренное различна. Цены на молоко сухое цельное испытывали в начале квартала стабильный рост на уровне около 3,5% в месяц (увеличение в мае по сравнению с апрелем на 3,7%, с мартом - на 6,6%). В июле же цены снизились до уровня апреля. Цены же на молоко сухое обезжиренное после скачка в феврале в апреле - мае продолжили снижение, начавшееся в марте.

Рисунок 3.11 - Динамика среднемесячных потребительских цен на сухое молоко (по данным ФГБУ «Спеццентручет в АПК»)

Ситуация с потребительскими ценами на такие молочные продукты, как сметана и творог, остается достаточно стабильной. По сравнению с мартом этого года, творог подорожал на 0,8%, сметана - на 2,1%.

Рисунок 3.12 - Динамика среднемесячных потребительских цен на молочные продукты в 2010 - 2011 гг. (по данным ФГБУ «Спеццентручет в АПК»)

Потребительские цены на молоко и молочную продукцию в целом повторяют динамику оптовых с меньшей амплитудой изменений. По сравнению с предыдущим годом, потребительские цены на молочную продукцию в большей степени выросли на товары отечественного производства, и в меньшей степени на импортную продукцию. В значительной степени это объясняется большой долей белорусской продукции в структуре импорта, цена на которую определяется не рыночными механизмами, а государственными директивами. Это создает неблагоприятную ситуацию для отечественных производителей, и недавно достигнутое соглашение о приостановке поставок части молочной продукции из Белоруссии призвано это исправить. Однако, приостановка импорта может негативно сказаться на конечных потребителях и ритейлерах. На российском рынке нет избытка молока, следовательно, при сокращении или закрытии поставок молока из других стран, следует ожидать рост цен на те группы товаров, которых коснется сокращение. На российском рынке присутствуют товары из Белоруссии, которые пользуются спросом у покупателей. Их сокращение или отсутствие на рынке может привести к неудовлетворенности потребителей, поэтому для ритейлеров в прекращении поставок из Белоруссии выгоды никакой нет.

Перейти на страницу: 1 2

Другое по теме

Производственные фонды предприятий нефтяной и газовой промышленности
Производственные основные фонды нефтедобывающей, перерабатывающей и газовой промышленности составляют 7% этих фондов страны, а численность их рабочих по промышленной части менее 1%. Такое соотношение объясняется значительностью капитальных вложений, необходимых для развития ...

Разделы