Эластичность предложения. Виды эластичности предложения. Факторы, влияющие на эластичность предложения

Эластичность предложения характеризует величину изменения предложения товара, под влиянием действующих на него факторов:

цены других товаров (в т.ч. ресурсов);

фактор времени;

степень монополизированности отрасли;

мобильность капитала;

технологические особенности изменения производства.

В зависимости от факторов действующих на предложение, можно выделить разные виды эластичности:

ценовая эластичность предложения - изменение величины предложения товара под влиянием изменения его цены;

эластичность предложения по ценам на ресурсы - изменения предложения под влиянием изменения цен на ресурс;

эластичность предложения по изменению технологии - изменения предложения под влиянием изменения технологии производства;

перекрестная эластичность предложения - изменение предложения одного товара под влиянием изменения цены другого товара характеризует и т.д.

Ценовая эластичность предложения может быть подсчитана по формуле:

Es=(∆Qs/Qs)/(∆P/P).

Коэффициент ценовой эластичности предложения (ЕрS) показывает, на сколько процентов изменится объем предложения товара в результате изменения его цены на 1%. Он рассчитывается по формуле:

,

где ∆Q - изменение величины предложения товара;

∆р - изменение цены товара.

Коэффициент также можно рассчитать через формулу средней точки:

,

где Q1 и Q2 - соответственно первоначальный и последующий объемы предложения.

Р1 и Р2 - соответственно, первоначальная и последующая цены товара.

В силу действия закона предложения коэффициент эластичности предложения по цене всегда положительный.

Если ЕрS >1, то предложение эластично по цене т. е. величина предложения гибко реагирует на изменение цены. В этом случае процент изменения величины предложения больше процентного изменения цены товара.

Если ЕрS = 1, то предложение с единичной эластичностью. В этом случае процентное изменение величины предложения равно процентному изменению цены товара.

Если ЕрS < 1, то предложение неэластично по цене. В данном случае требуется значительное изменение цены для небольшого изменения величины предложения, то есть процентное изменение величины предложения меньше процентного изменения цены товара.

Если ЕрS = 0, то предложение абсолютно неэластично по цене. То есть, как бы не изменялась цена товара, величина его предложения остается неизменной.

Если ЕрS → ∞, то предложения абсолютно эластично по цене. Такой коэффициент скорее теоретическая модель, а не реальная.

Степень эластичности предложения по цене можно определить по графику предложения (рис. 1.6)

Рисунок 1.6

Фактор времени и эластичность предложения

Важнейшее значение для эластичности предложения имеет, фактор времени, т.е. период, в течение которого производители имеют возможность приспосабливать объем предложения к изменению цены.

Различают три временных интервала:

) кратчайший рыночный период, который настолько мал, что производители не успевают отреагировать на изменение спроса и цены. В этом периоде все факторы производства постоянны, а значит и объем предложения фактически фиксирован;

) краткосрочный период, когда производственные мощности остаются неизменными, однако может меняться интенсивность их использования, т.е. переменными становятся некоторые факторы производства - сырье, рабочая сила и др.;

) долгосрочный период, достаточный для изменения производственных мощностей, организации новых предприятий, когда переменными становятся все факторы производства

В силу отсутствия времени для такой реакции предложение абсолютно неэластично. Рост же цен будет строго соответствовать увеличению спроса (масштабам смещения вверх его кривой).

Масштабный пример того же рода - сельскохозяйственная продукция. Сколько собрано урожая, столько собрано. Увеличить производство при любом уровне спроса до следующего года не удастся. Справедливость этого положения на себе ощутили жители российских городов в 1998 г. Когда после девальвации объемы импорта упали, цены на российские сельхозпродукты быстро пошли вверх. И не мудрено: переключение спроса на отечественные товары могло поднять цены, но не увеличить предложение.

В коротком и длительном периодах с ростом спроса объем предложения будет нарастать, т.е. предложение приобретет известную эластичность. При этом цена будет также расти, но в меньших масштабах, чем увеличится спрос. Различия между краткосрочным и долгосрочным периодами состоят в степени эластичности кривой. В краткосрочном периоде она невелика - за счет увеличения загрузки уже существующих мощностей можно получить лишь ограниченный прирост производства. В конце концов, сколько не подвози дополнительного сырья, производительность перерабатывающих его машин имеет свой предел.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Другое по теме

Протекционистские меры поддержки товаропроизводителей
На практике протекционизм развивается и применяется с периода возникновения международных торговых отношений. В ХХ в. особенно сильное влияние протекционизма наблюдалось в период между двумя мировыми войнами. Внешним проявлением протекционизма является положительное сал ...

Разделы