Влияние потребления и сбережения на инвестиции
В 2010 году политика доходов правительства при щедрой поддержке государственных программ позволила белорусам расслабиться. Тревожность 2009 года, когда по бюджетам семей больно ударила девальвация и повысились цены на бензин, затихла. Расходы домашних хозяйств говорят о том, что люди поверили в окончание кризиса. Поэтому они продолжали исправно нести деньги в банки, надеясь на высокие процентные доходы.
Культура рантье (жить на процентные доходы) стала очень популярной. В 2004 году только 36,5% семей делали сбережения и вклады. В 2010 году таких было уже 72,9%. Причем объем вкладов, которые семьи ежемесячно откладывают, за это период вырос в 4,4 раза, с $17,1 в 2004 году до $75,4 в 2010г. Такая динамика говорит о том, что денег у белорусских семей в период 2004 - 2010гг., действительно стало больше. Однако о формировании устойчивой культуры сбережений говорить преждевременно. По мере роста доходов белорусы в гораздо большей степени увеличили расходы на еду, одежду и личный транспорт, чем на инвестиции в будущее. Возможно, ситуация была бы иной, если бы правительство создало условия для развития полноценного фондового рынка, зажгло зеленый свет для приватизации и формированию полноценного рынка земли. Тем не менее, в условиях кризиса домашние хозяйства начнут сокращать сбережения и потреблять накопленное. В 2010 году белорусы направили на сбережение $2,45млрд. в 2011 году эта сумма может быть, как минимум, на $1млрд. меньше.
В условиях высоких валютных рисков, существенного удешевления белорусского рубля и сокращения реальных доходов расходы домашних хозяйств претерпят существенные изменения. Первой жертвой новой модели потребления станут расходы на автомобили. Новые импортные пошлины «убьют» желание многих тысяч семей приобретать свое авто. Более того, увеличится число тех, кто с трудом будет ремонтировать старое. Заправляться станет дороже. Парк легковых автомобилей постареет. Это улучшит конъюнктуру для ремонтных мастерских, но испортит настроение экологам.
С высокой степенью вероятности можно говорить о росте тарифов на жилищно-коммунальные услуги. В 2010 году домашние хозяйства тратили на них только 7% суммы денежных расходов или в среднем $31,3 в месяц. В целом ежемесячные расходы на жилье оставили $44. В 2010 году правительство сдержало рост тарифов на ЖКУ, но при существенно подорожавшем газе и нефти, сокращении возможности бюджетной поддержки правительство вынуждено будет повышать цену электроэнергии, водоснабжения, обогрева и технического обслуживания.
У каждой семьи свое представление о «критически важных расходах». Тем не менее, некие общие тенденции отметить можно. В условиях бюджетных ограничений белорусы станут реже обновлять свой гардероб. Так что рынок одежды и обуви может сузиться на $500 - 700 млн. Не исключено, что люди начнут экономить на интернете и сотовой связи. В 2010 году на связь белорусские семьи потратили почти $950 млн.
Еще одна статья, которая пойдет под нож, включает расходы на культуру, отдых и спорт. В 2010 году каждая семья ежемесячно тратила на эти цели Br67,9тыс. ($22,8), что в годовом выражении давало нам более $1млрд. Если сильно прижмет, то люди могут решить сэкономить на этой статье расходов $200 - 400млн.
Беларусь продолжает сохранять структуру доходов и расходов домашних хозяйств, характерную для государства социалистического Госплана. В погоне за так называемой социальной справедливостью Беларусь потеряла предприимчивость и инновационность. Культура распределения доминирует над уважением к предпринимательству и качественному труду. Убеждения и увещевания властей жить по средствам и думать о будущем не помогают. До белорусов, как и до русских, украинцев или поляков, ценные советы доходят не через проповеди и пропаганду, а через желудок и карман. Есть основания считать, что первый квартал 2011 года стал последним периодом относительно стабильной модели потребления. Последний квартал этого года был гораздо жестче по доходам и скромнее по расходам.
Таблица 3.6 - Денежные расходы белорусских домашних хозяйств 2003, 2007 - 2010 гг.
Статья расходов |
Доля потребительских расходов, % |
Динамика (процентных (пункта) п.п. |
Годовая емкость рынка в млн. USD* |
|
2003 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2010 к 2003 |
2010 к 2009 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Всего денежных расходов, в тыс. Br |
400 |
929 |
1326 |
1516 |
1730 |
|
|
|
|
| |
Всего денежных расходов в $ |
195 |
494 |
607 |
543 |
581 |
|
|
22014 |
27034 |
24240 |
25916 |
Продукты питания |
45,8 |
39,2 |
38,9 |
37,9 |
36,8 |
|
|
6876 |
8150 |
6915 |
7281 |
Питание вне дома (столовая, кафе, ресторан) |
2,1 |
2,3 |
2,3 |
2,3 |
2,2 |
|
|
397 |
489 |
428 |
439 |
Алкоголь |
2,7 |
2,3 |
2,3 |
2,2 |
2,2 |
|
|
397 |
491 |
492 |
434 |
Табак |
1,6 |
1,4 |
1,3 |
1,3 |
1,2 |
|
|
241 |
271 |
246 |
246 |
Одежда, обувь, ткани |
6 |
9,1 |
9,1 |
10,0 |
10,6 |
|
|
1600 |
1916 |
1833 |
2092 |
Предметы личной гигиены |
2,2 |
2,0 |
2,1 |
2,9 |
2,9 |
|
|
357 |
442 |
527 |
578 |
Здравоохранение |
3,1 |
3,0 |
3,2 |
3,0 |
3,0 |
|
|
528 |
669 |
559 |
595 |
Жилищно-коммунальные услуги |
11,1 |
7,4 |
7,0 |
7,7 |
7,0 |
|
|
1301 |
1470 |
1407 |
1393 |
Услуги образования |
1,5 |
1,5 |
1,6 |
1,7 |
1,5 |
|
|
252 |
474 |
316 |
297 |
Услуги общественного транспорта |
3,1 |
3,1 |
2,9 |
2,5 |
2,3 |
|
|
537 |
616 |
509 |
455 |
Покупка и содержание личного транспорта |
3,3 |
4,1 |
8,2 |
6,8 |
7,8 |
|
|
714 |
1720 |
1241 |
1547 |
Услуги связи |
2,4 |
4,8 |
4,8 |
4,8 |
4,8 |
|
|
844 |
997 |
886 |
948 |
Другое по теме
Потребность профессии экономиста в современном обществе
Любая наука возникает из практической жизни людей,
необходимости найти ответы на насущные вопросы бытия. Различные стороны жизни
общества изучаются разными науками: философией, социологией, культурологией,
общественной психологией и т. д. Одно из важнейших мест в системе эти ...