Влияние потребления и сбережения на инвестиции
Наряду с показателем конечного потребления в системе национального счетоводства в аналитических целях вводится также показатель фактического потребления, представляющий собой стоимость фактически потребленных хозяйственными (институциональными) единицами продуктов и услуг независимо от источника финансирования [19, с. 51].
Как показывают данные анализа, в структуре показателя отчетливо прослеживается тенденция сокращения доли фактического индивидуального потребления при увеличении удельного веса государственного потребления. Пик удельного веса социальных трансфертов в натуральной форме приходился на 20011-2015 гг., при этом основную часть предоставленных трансфертов осуществляли госучреждения (около 90% всей суммы). Согласно рассчитанным на основе МОБ данным о структуре предоставляемых населению госучреждениями и некоммерческими организациями социальных трансфертов, основная доля указанных расходов направлялась на услуги образования и здравоохранения (около 80%) и около 10% - на предоставление субсидий наименее обеспеченным слоям населения на оплату жилищно-коммунальных услуг.
В целом, в республике отмечается довольно высокий удельный вес трансфертов в индивидуальном потреблении, что, прежде всего, обусловлено низкими доходами населения: во избежание сокращения внутреннего спроса со стороны домохозяйств государство вынуждено увеличивать свои расходы на предоставление населению в значительных объемах потребительских товаров и услуг на безвозмездной основе или по экономически незначимым ценам.
Отмечался также значительный рост предельной склонности к сбережениям, вызванный резким увеличением темпов роста реальных денежных доходов населения до 125,8, 128,1 и 118,4% соответственно.
Коэффициенты эластичности, рассчитанные нами для различных промежутков исследуемого периода, свидетельствуют о том, что в последние годы значимость реальных денежных доходов населения как фактора конечного потребления домашних хозяйств значительно увеличилась. Если за 1990-1995 гг. коэффициент эластичности потребления домохозяйств от их реальных денежных доходов составлял 0,615, за 1996-2000 гг. - 0,75, то за последние пять лет, с 2001 по 2006 г., прирост доходов населения на 1% вызывал увеличение конечного потребления домашних хозяйств на 1,012%.
Для большинства населения Беларуси основным источником доходов является оплата труда. В СНС данные об оплате труда представлены в счете образования дохода, в котором отражаются распределительные операции, непосредственно связанные с производством. В СНС оплата труда определяется суммой всех вознаграждений в денежной или натуральной форме, выплачиваемых нанимателями за работу, выполненную работником в течение отчетного периода. Оплата труда учитывается на основе начисленных сумм и включает отчисления на социальное страхование, налоги на доходы и другие выплаты, которые подлежат уплате работниками, даже если они фактически удерживаются в административных интересах или по иным причинам и выплачиваются непосредственно органам социального страхования, налоговым службам и т.д. от лица работника [7, с. 78].
В исследуемый период в Беларуси динамика доли оплаты труда работников в ВВП не имела какой-либо однонаправленной тенденции: в 1996-1997 гг. наблюдались минимальные ее значения, максимальные приходились на 1998,2001 и 2010 гг. Однако с 2003 г. в стране отмечается устойчивый рост удельного веса оплаты труда в ВВП с 43,7 до 47,8% в 2008 г. (табл. 3.4).
Таблица 3.4- Структура ВВП по источникам образования доходов в 1998 - 2010 гг., в текущих ценах, %
Элементы структуры |
Годы |
|
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2005 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Оплата труда работников |
41,3 |
41,7 |
45,1 |
43,8 |
43,9 |
48,3 |
46,7 |
43,7 |
44,2 |
46,1 |
47,8 |
Чистые налоги на производство и импорт |
17,9 |
17,3 |
17,6 |
17,0 |
17,6 |
16,1 |
17,7 |
19,7 |
18,5 |
18,2 |
17,7 |
Валовая прибыль экономики и валовые смешанные доходы |
40,8 |
41,0 |
37,3 |
39,2 |
38,5 |
35,6 |
35,6 |
36,6 |
37,3 |
35,7 |
34,5 |
Другое по теме
Процесс монополизации в трансформационной экономике России
Происходящие процессы рыночного реформирования экономики России выдвигают
в качестве одной из важнейших задач проблему становления эффективного
конкурентно-монопольного механизма хозяйствования. Анализ современной экономики
требует как тщательного изучения базовых тенденций ...