Совокупное потребление и совокупное сбережение, их сущность, взаимосвязь

Общий (национальный) доход распадается на потребление и накопление. Люди не могут существовать, не потребляя. Чем выше уровень развития общества, тем большее количество материальных благ и услуг потребляет население, а значит, повышается уровень и качество жизни.

Потребление есть использование продукта в процессе удовлетворения потребностей. Это заключительная фаза воспроизводства. Можно сказать, что потребление - это количество товаров и услуг, которые приобретены и потреблены в течение определенного периода времени. Различают индивидуальное и совместное потребление.

В стоимостной форме потребление выступает как сумма денег, которая тратится населением на приобретение материальных благ и услуг. Оно характеризует реальный платежеспособный спрос. Статистика свидетельствует, что 2/3 совокупного дохода составляет потребление. На потребительские расходы приходится от 2/3 до 3/4 валового внутреннего продукта [11, с.175].

Объем потребления зависит от двух групп факторов: объективные (уровень доходов, уровень цен, норма процента); субъективные (психологическая склонность людей к потреблению).

Основным объективным фактором, определяющим уровень потребления, является доход. Потребление движется в том же направлении, что и доход. Еще в XIX в. Э.Энгель исследовал изменения в потребительских расходах в зависимости от изменения доходов. Усредненные модели расходов людей с различными уровнями доходов, построенные на основе исследований бюджетов семей, называются качественными моделями поведения или законами Энгеля.

Первичная ячейка потребления - это семья. В ней формируются объем и структура потребления. Можно выделить следующие общие группы расходов по степени желаемости для семьи: питание, одежда, жилье, транспорт, медицина, образование, сбережения, Бедные семьи в основном тратят доходы на питание. В семьях с большим доходом доля затрат на питание ниже, но такие семьи питаются качественнее. В этих семьях выше доля сбережений.

Что касается субъективных факторов, то психологическая склонность людей к потреблению может быть средней и предельной.

Средняя склонность к потреблению (АРС) выражается отношением потребляемой части национального дохода ко всему национальному доходу:

Средняя склонность к потреблению (АРС) = (потребление: национальный доход) х 100. (1)

Предельная склонность к потреблению (МРС) выражается отношением изменения (прироста) потребления к тому изменению (приросту) дохода, которое его вызвало:

Предельная склонность к потреблению (МРС) = (изменение в потреблении/изменение в доходе)*100. (2)

Предельная склонность к потреблению показывает, какая часть дополнительного дохода уходит на увеличение потребления. Выделяют три вида функций потребления: для краткосрочного периода; для долгосрочного периода; учитывающая разные доходы населения (подоходная).

Их свойства приведены в следующей таблице.

Таблица 1.1 - Свойства функций потребления

Функции

Предельная склонность к потреблению (МРС)

Средняя склонность к потреблению (АРС)

Пропорциональность потребления (С) и располагаемого дохода (Дi)

Краткосрочного периода

постоянная

падает с ростом Д

непропорциональная

Долгосрочного периода

постоянная

постоянная

пропорциональная

Подоходная

падает с ростом располагаемого дохода (Д)

падает с ростом Д

непропорциональная

Как видно из таблицы, для краткосрочного периода и подходной функции связь между текущим располагаемым доходом (Дi) и потреблением (С) не столь строгая, как в долгосрочном периоде.

Перейти на страницу: 1 2 3

Другое по теме

Статистическое исследование фактических данных
Понятие "статистика" происходит от латинского слова "статус" -определение положения вещей. Под статистикой понимают особую науку, которая имеет свой предмет и специфические методы исследования. Основные черты и особенности предмета статистической наук ...

Разделы