Сущность расчета природной ренты

В условиях формирования рыночной экономики производители осуществляют платежи в форме ройалти и ставок на воспроизводство природных ресурсов. Эти финансовые потоки идут в бюджет и перераспределяются между членами общества, в том числе и между посредниками. Последние, за счет перепродажи ресурсов не участвуют в формировании рентного дохода. В результате часть природной ренты (для России это около 40 млрд. долл. в год) мигрирует за рубеж, поскольку ресурсы определяют уровень развития зарубежной экономики [11, с. 6].

Таким образом, природная рента, выступая в различных формах, является объектом ее перераспределения в современном обществе тем интенсивнее, чем больше востребованность природных ресурсов и качества окружающей природной среды. В условиях глобализации экономики природных ресурсов происходит перераспределение ассимиляционной и экологической ренты.

Потенциальная нефтяная газовая рента, например, рассчитанная ВНИГРИ, представляет собой:

= Rпр + Rм + Rк + Rвз, (1)

где R - газовая рента, Rпр - зависит от горно-геологических характеристик, глубины залегания продуктивных горизонтов, производительности скважин и др.); Rм - величина, зависящая от географо-климатических условий района работ, отдаленности от потребителей; Rк - величина, зависящая от физико-химических свойств нефти и газа (сернистости, плотности, вязкости и т.д.); Rвз - определяется из расчета разности цен данного и базового энергоносителей.

И, наконец, как замечает А.В. Поздняков, существует два варианта собственности, а точнее два варианта права собственности.

Полная собственность. Позволяет владельцу распоряжаться не только результатами своего труда, но и результатами «труда» природы, а точнее энергетическим ее потенциалом, связанным с круговоротом вещества в биосфере.

Ограниченная собственность. Право свободно распоряжаться результатами своего труда, а за «труд» природы придется оплатить обществу, государству. Точнее вернуть ее энергетический ассимиляционный потенциал путем воспроизводства природных ресурсов и качества среды. То есть, в частной (ограниченной) собственности находится только то, что накоплено своим трудом. Претензия на собственность потенциала природы равносильна «приватизации права на энергетический потенциал природы», что, естественно, является абсурдом. Поскольку по законам сохранения у природы есть возможность «направить энергетический потенциал» в противоположную сторону, сообразуясь с принципом противодействия [13].

Заключение

Итак, подытоживая, можно сделать следующие обобщающие выводы:

) Природные ресурсы - это пространственно-временная категория. Тела и явления природы выступают в качестве определенного ресурса в том случае, если в них возникает потребность. Большое значение в освоении природных ресурсов имеют экономические факторы, определяющие рентабельность их хозяйственного использования. При этом сегодня существует множество классификаций природных ресурсов. В этой связи, нами были рассмотрены различные теоретические и практические подходы к их делению.

) Главной особенностью природных ресурсов является их ограниченность, поэтому для обеспечения эффективного их использования, а также для охраны окружающей среды, необходимо располагать не только натуральными, физическими данными о количестве и качестве природных ресурсов, но и данными в стоимостном выражении. Данный факт обуславливается наличием взаимосвязи эффективности общественного производства и ценности вовлекаемых в производство природных ресурсов.

) Экономическая оценка природных ресурсов является составной частью экономических активов страны. При этом к экономическим активам не относятся те природные ресурсы, которые не могут быть собственностью, в том числе государственной, например, океаны. Не относятся к экономическим активам отдельные, недоступные природные ресурсы, которые по этим причинам не включены и в ближайшее время не могут быть вовлечены в хозяйственный оборот.

) Экономическая оценка природных ресурсов достигает целей:

эффективного управления природными ресурсами;

учета стоимости природных ресурсов в составе экономических активов страны;

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Другое по теме

Становление института банкротства в России
Антикризисное управление - это управление, определенным образом предвидящее опасность кризиса, предусматривающее анализ его симптомов, меры по снижению отрицательных последствий кризиса и использования его факторов для последующего развития. В условиях современной финан ...

Разделы