Система показателей, характеризующая уровень жизни населения
. Оплата труда.
. Общественные фонды потребления.
. Социальное и бытовое обслуживание населения. В том числе:
а) торговля, общественное питание;
б) транспорт и связь;
в) жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание населения;
г) здравоохранение, физическая культура, туризм; социальное обеспечение;
д) народное образование;
е) культура и искусство.
. Потребление материальных благ и услуг населением.
. Имущество населения.
. Бюджет семьи.
. Бюджет времени населения.
. Моральная статистика. В том числе:
а) преступность;
б) административные правонарушения;
в) социально опасные явления, способствующие совершению преступлений и правонарушений.
Приведенная система показателей, ее объем и, главное, структура, включающая наряду с показателями благосостояния характеристики социальных сторон жизни, более подходят для описания скорее образа, чем собственно уровня жизни.
Ранее, в годы «развитого социализма», такой подход был очень удобен для оправдания существенного отставания нашей страны по многим показателям уровня жизни от развитых капиталистических и большинства европейских стран социалистического лагеря.
Однако в современных условиях использовать данную систему показателей невозможно, даже сняв с нее идеологическую нагрузку и выделив лишь те показатели, которые характеризуют именно уровень жизни.
Невозможно, прежде всего по следующим причинам: изменились социально-экономические основы общественного развития в стране, значительно возросла дифференциация, более того, возникла даже поляризация населения по уровню жизни, наконец, произошли изменения и в практике и методологии статистики и учета (например, стало невозможно использовать в качестве информационной базы данные сплошной статистической отчетности, наметился переход к системе национальных счетов и т.д.).
Поэтому необходимой и закономерной стала разработка системы показателей уровня жизни, адаптированной к современным социально-экономическим условиям в России. Система эта включает следующие разделы:
) обобщающие показатели (ВНП, фонд потребления, индекс стоимости жизни и т.п.);
) доходы населения;
) потребление и расходы населения;
) денежные сбережения населения;
) накопленное имущество и жилище;
) социальная дифференциация населения;
) малообеспеченные слои населения.
Однако с методической точки зрения и данная система показателей не выглядит завершенной.
Так, в нее включены и используются на практике два близких по содержанию показателя: прожиточный минимум и минимальный потребительский бюджет. Согласно методическим пояснениям, «прожиточный минимум - это уровень дохода, обеспечивающий приобретение минимального набора материальных благ и услуг», а «минимальный потребительский бюджет - это стоимость набора материальных благ и услуг, соответствующего прожиточному минимуму» .
Из этих определений неясно, в чем, собственно, здесь разница и почему в публикациях величина второго показателя оказывается в 3-4 раза больше, чем первого. Однако все становится понятно, если учесть, что конкретная методика расчета прожиточного минимума была разработана в 1992 г., на пять лет позднее, чем минимального потребительского бюджета, и рассчитана «на короткий кризисный период времени».
Расчет прожиточного минимума ведется по десяти показателям минимума потребления продуктов питания с добавлением также минимума остальных расходов на базе косвенных расчетов.
Расчет же минимального потребительского бюджета не только основан на учете значительно большего числа показателей, но и сами нормативы минимального потребления значительно выше (например, по мясу и мясопродуктам более чем в два раза).
Уровень жизни во многом определяется доходами населения,от размера которых главным образом и зависит степень удовлетворения личных потребностей. [8,c.14]
Перейти на страницу:
1 2 3 4
Другое по теме
Развитие совместных предприятий в Казахстане
В
Республике Казахстан развитие реальных рыночных отношений возможно лишь тогда,
когда будут созданы все условия, способствующие свободному вхождению
национальной экономики в систему мировых хозяйственных связей. И здесь основная
стратегическая цель нашего государства должн ...