Взаимодействие спроса и предложения

Каждое из приведенных здесь объяснений подходит к определенным обстоятельствам. Взятые вместе, они достаточно удовлетворительно обосновывают положительный наклон кривой предложения.

Так же, как и в случае со спросом, влияние изменения цены автомобилей, при прочих равных, может быть показано движением вдоль кривой предложения автомобилей. Такое движение вызывается изменение величины предложения. Изменение какого-либо неценового фактора приводит к сдвигу кривой предложения. Такой сдвиг называется изменением предложения. Отмечено четыре важных фактора, могущих приводить к сдвигу кривой. Значение каждого из факторов объясняется с учетом того, что кривая предложения отражает альтернативную стоимость производства товара или услуги.

Изменение предложения. Изменение того количества товара, которое производители желают и могут продать, происходящее в результате изменения неценового фактора, показывается сдвигом кривой предложения.

Изменение технологии. Кривая предложения строится на основе определенной технологии производства. Когда предприниматели понижают альтернативную стоимость производства путем внедрения более эффективных технологий, то становится выгодным продавать больше товара, чем раньше, по любой данной цене.

Если предположим, что выведена новая порода цыплят, которая растет очень быстро, и необходимое для производства количество корма сократилось. При более низких затратах на единицу продукции фермеры пожелают производить больше цыплят, чем ранее, при любой данной цене. Они могут, например, пожелать предложить на рынок 2,6 млрд. фунтов цыплят по цене 0,40 доллара за фунт. После внедрения новой технология изменения цены цыпленка вызовут перемещения вдоль новой кривой предложения.

Изменения цен на ресурсы. Цены на ресурсы также могут влиять на спрос. Рост цен на ресурсы, при прочих равных условиях, приводит к росту альтернативной стоимости, а значит, понижает на количество товара, которое производители планировали продать по данной цене.

Если цены на корм останутся на новом уровне неизменными, то любое изменение цены цыпленка приведет к движению вдоль новой кривой предложения. Например, фермеры опять могут предложить на рынок прежнее количество цыплят - 2 млрд. фунтов в год, если цена реализации повысится до уровня, достаточного для покрытия возросших издержек на корм. Это потребует возрастания цены до 0,65 доллара за фунт.

Изменение цен на другие товары. Изменение цен тех товаров, в производстве которых используются такие же ресурсы, как и в производстве цыплят, также могут сдвигать кривую предложения цыплят. В старом примере фермеры могли использовать имеющиеся факторы производства для производства цыплят или помидоров. Предположим, что цена помидоров растет, в то время как цена цыплят остается равной 0,40 доллара за фунт. Рост цены помидоров дает фермерам, выращивающим цыплят, стимул к тому, чтобы перебросить часть наличных запасов рабочей силы, земли и капитала на выращивание помидоров. Таким образом, эффект от роста цен на помидоры может быть выражен сдвигом кривой предложения цыплят влево.

Изменение ожиданий могут сдвигать кривую предложения так же, как они сдвигали кривую спроса. Взять для примера фермерское хозяйство. Фермер выбирает, какие культуры ему сеять, руководствуясь не столько текущими ценами, сколько теми ценами, которые, как он ожидает, будут существовать во время сбора урожая. На предложение также влияют и более долговременные соображения. Каждая культура требует соответствующего оборудования и технологий. Рост цен на помидоры стимулирует перемещение ресурсов в это производство. Этот стимул будет гораздо более действенным, если фермеры ожидают, что повышение цен на помидоры долговременно и стабильно. При наличии такого ожидания фермеры будут стремиться купить специальное оборудование и научиться технологии выращивания помидоров.

Предложение, подобно спросу, можно разграничить на “эластичное” и “неэластичное”. Коэффициент ценовой эластичности предложения (К ц. эл. спроса) рассчитывается по формуле, аналогичной формуле коэффициента ценовой эластичности спроса: процентное изменение величины предложения относится к вызвавшему его процентному изменению цены:

К

ц. эл. Предложения =

изменение величины предложения (в %)

DQs(%)

изменение цены (в %)

Dр(%)

Отличным от эластичности спроса предстает и графическое изображение эластичности предложения (см. Рис.5)

Рис.3. Ценовая эластичность предложения

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Другое по теме

Пути замещения импортных комплектующих при выпуске продукции на ОАО МАЗ
Машиностроение - это базовая отрасль экономики, определяющая развитие таких комплексов, как топливно-энергетический, транспортный, строительный, химический и нефтехимический и ряд других. От уровня развития машиностроения зависят важнейшие удельные показатели валового внутре ...

Разделы